РП Родная литература (русская) СОО

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа п. Красноармеец

Приложение 1
к основной общеобразовательной программе
среднего общего образования МКОУ СОШ п. Красноармеец

Рабочая программа
учебного предмета
Родная литература (русская)
среднего общего образования

Составитель:
учитель
русского языка и литературы:
Паначева Н.И.

1. Нормативные акты и учебно-методические документы
Рабочая программа по учебному предмету «Родная литература (русская)»
среднего общего образования
разработана и составлена в соответствии с документами:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
приказа Минпросвещения от 31.05.2020 № 287 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего
общего образования»;
приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования»;
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи», утвержденных постановлением главного санитарного врача от
28.09.2020 № 28;
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания», утвержденных постановлением главного санитарного
врача от 28.01.2021 № 2;
концепции преподавания предметной области «Родной язык и родная
литература», утвержденной решением Коллегии Минпросвещения от
24.12.2018;
- Учебным планом МКОУ СОШ п. Красноармеец;
- Положением о рабочей программе в МКОУ СОШ п. Красноармеец

Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Родная литература (русская) 11 класс
Личностные
- российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу,
чувство ответственности перед Родиной;
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур,
различных форм общественного сознания, осознания своего места в поликультурном
мире;
- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
- готовность и способность к самостоятельности, творческой и ответственной
деятельности;
- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания,
находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
- навыки сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, учебноисследовательской и других видах деятельности;
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей;
- готовность и способность к образованию, сомообразованию;
- эстетическое отношение к миру, принятие и реализация ценностей здорового и
безопасного образа жизни;
- осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов.
Метапредметные
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности;
- самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
- использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и
реализации планов деятельности;
- выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности; эффективно
разрешать конфликты;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности,
навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению
различных методов познания;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках
информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую
из различных источников;
- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий
в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с
соблюдением требований энергономики, техники безопасности, гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной
безопасности;
- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учётом гражданских и нравстенных ценностей;
- владение языковыми средствами – умение ясно, логично, точно излагать свою
точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

- владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего
знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные
Выпускник научится:
- демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы,
приводя примеры двух и более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;
- в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт:
- обосновывать выбор художественных произведений для анализа, приводя в
качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику;
- использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты
произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;
- давать объективное изложение текста: характеризуя произведение выделять две
или более основные темы или идеи произведения, показывать их взаимодействие и
взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения;
- анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и
связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия,
способы изображения действия и его развития, способы введен персонажей и
средства раскрытия и/или развития их характеров;
- анализировать авторский выбор определённых композиционных решений в
произведении;
- давать развёрнутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или
создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанное произведение;
- выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои
собственные обоснованные интерпретации литературного произведения.
Выпускник получит возможность научиться:
- давать историко-культурный комментарий к тексту произведения;
- анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нём
объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской
индивидуальности;
- анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с
другими областями гуманитарного знания философией, историей, психологией и
др.);
- анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического, лирического
произведений (кинофильм или литературную постановку, запись художественного
чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая как интерпретируется
исходный текст;
Получит возможность узнать:
- о месте и значении русской литературы в мировой литературе;
- о произведениях новейшей отечественной и мировой литературы;
- о важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети Интернет;
- об историко-культурном подходе в литературоведении;
- об историко-литературном процессе 19-20 веков;
- о наиболее ярких или характерных чертах литературных направлений и течений;
- имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии, названия
ключевых произведений, имена героев, ставших» вечными образами» или именами
нарицательными в общемировой и отечественной культуре;
- о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой.
Содержание программы
Личность – 8часов (человек перед судом своей совести, человек-мыслитель и человекдеятель, я и другой, индивидуальность и «человек толпы», становление личности: детство,
отрочество, первая любовь; судьба человека; конфликт долга и чести; личность и мир,
личность и Высшие начала).

В.Я. Брюсов
Стихотворения: «Ассаргадон», «Грядущие гунны», «Есть что-то позорное в мощи
природы...», «Неколебимой истине...», «Каменщик», «Творчество», «Родной язык».
«Юному поэту», «Я»
Г.Н. Щербакова
Повесть «Вам и не снилось»
Б.А. Ахмадулина
Л.Н. Мартынов
Ю.П. Казаков
Рассказ «Во сне ты горько плакал»
Личность и семья – 8часов (место человека в семье и обществе, семейные и родственные
отношения; мужчина, женщина, ребенок, старик в семье; любовь и доверие в жизни
человека, их ценность; поколения, традиции, культура повседневности).
Е.И. Носов
Повесть «Усвятские шлемоносцы»
Ю.В. Трифонов
Повесть «Обмен»
А.Н. Арбузов
Пьеса «Жестокие игры»
Личность – общество – государство – 9 часов (влияние социальной среды на личность
человека; человек и государственная система; гражданственность и патриотизм; интересы
личности, интересы большинства/меньшинства и интересы государства; законы морали и
государственные законы; жизнь и идеология).
Э.Веркин
Повесть «Облачный полк»
В.С. Маканин
Рассказ «Кавказский пленный»
З. Прилепин
Роман «Санькя»
Личность – природа – цивилизация – 3 часа (человек и природа; проблемы освоения и
покорения природы; проблемы болезни и смерти; комфорт и духовность; современная
цивилизация, ее проблемы и вызовы) Н.А. Заболоцкий Стихотворения: «В жилищах
наших», «Вчера, о смерти размышляя…», «Где-то в поле, возле Магадана…»,
«Движение», «Ивановы», «Лицо коня», «Метаморфозы». «Новый Быт», «Рыбная лавка»,
«Искусство», «Я не ищу гармонии в природе…»
Н.М. Рубцов. Стихотворения: «В горнице», «Видения на холме», «Звезда полей», «Зимняя
песня», «Привет, Россия, родина моя!..», «Тихая моя родина!», «Русский огонек», «Стихи»
Л.С. Петрушевская «Новые робинзоны»
Личность – история – современность - 5 часов(время природное и историческое; роль
личности в истории; вечное и исторически обусловленное в жизни человека и в культуре;
свобода человека в условиях абсолютной несвободы; человек в прошлом, в настоящем и в
проектах будущего).
Ю.О. Домбровский
Роман «Факультет ненужных вещей»
В.Ф. Тендряков
Рассказы: «Пара гнедых», «Хлеб для собаки».

Календарно-тематическое планирование
№
уро
ка

Название проблемно-тематического блока

Дата проведения
План

1

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23

Личность (8ч.)
Человек-мыслитель и человек-деятель в поэзии В. Брюсова
(Стихотворения: «Ассаргадон», «Грядущие гунны», «Есть
что-то позорное в мощи природы...», «Неколебимой
истине...», «Каменщик», «Творчество», «Родной язык».
«Юному поэту», «Я»)
Человек перед судом своей совести в повести Г.Н.
Щербаковой «Вам и не снилось»
Человек перед судом своей совести в повести Г.Н.
Щербаковой «Вам и не снилось»
Судьба человека, становление личности, конфликт долга и
чести в поэзии Б.А. Ахмадулиной
Судьба человека, становление личности, конфликт долга и
чести в поэзии Л.Н. Мартынова
Детство, отрочество, личность и мир в рассказе Ю.П.
Казакова «Во сне ты горько плакал»
Р.р. Сочинение - рассуждение
Р.р. Сочинение - рассуждение
Личность и семья (8ч.)
Семейные и родственные отношения в повести Е.И. Носова
«Усвятские шлемоносцы»
Семейные и родственные отношения в повести Е.И. Носова
«Усвятские шлемоносцы»
Место человека в семье в повести Ю.В. Трифонова «Обмен»
Место человека в семье в повести Ю.В. Трифонова «Обмен»
Мужчина, женщина, ребенок в семье, любовь и доверие в
жизни человека: пьеса А.Н. Арбузова «Жестокие игры»
Мужчина, женщина, ребенок в семье, любовь и доверие в
жизни человека: пьеса А.Н. Арбузова «Жестокие игры»
Р.р. Сочинение - рассуждение
Р.р. Сочинение - рассуждение
Личность – общество – государство (9 ч.)
Гражданственность и патриотизм как национальные
ценности в повести Э.Веркина«Облачный полк»
Гражданственность и патриотизм как национальные
ценности в повести Э.Веркина«Облачный полк»
В.С. Маканин «Кавказский пленный»: человек и
государственная система
В.С. Маканин «Кавказский пленный»: человек и
государственная система
Законы морали и государственные законы; жизнь и
идеология в романе З. Прилепина «Санькя»
Законы морали и государственные законы; жизнь и
идеология в романе З. Прилепина «Санькя»
Законы морали и государственные законы; жизнь и
идеология в романе З. Прилепина «Санькя»

Факт

Р.р. Сочинение - рассуждение
Р.р. Сочинение - рассуждение
Личность – природа – цивилизация (3 часа)
26Н.А. Заболоцкий: основные темы и проблемы лирики
27 Человек и природа; проблемы освоения и покорения
природы в лирике Н.М. Рубцова
28 Комфорт и духовность; современная цивилизация, ее
проблемы и вызовы в рассказе Л.С. Петрушевской «Новые
робинзоны»
Личность – история – современность (5 часов)
29
Промежуточная аттестация
30
Роль личности в истории, свобода человека в условиях
абсолютной несвободы в романе Ю.О. Домбровского
24
25

31

32
33

«Факультет ненужных вещей»
Роль личности в истории, свобода человека в условиях
абсолютной несвободы в романе Ю.О. Домбровского
«Факультет ненужных вещей»
Историческое время в рассказе В.Ф. Тендрякова «Пара
гнедых»
Вечное и исторически обусловленное в жизни человека и в
культуре: В.Ф Тендряков «Хлеб для собаки»


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.


Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».