Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п. Красноармеец Приложение 1 к основной общеобразовательной программе среднего общего образования МКОУ СОШ п. Красноармеец Рабочая программа учебного предмета Родная литература (русская) среднего общего образования Составитель: учитель русского языка и литературы: Паначева Н.И. 1. Нормативные акты и учебно-методические документы Рабочая программа по учебному предмету «Родная литература (русская)» среднего общего образования разработана и составлена в соответствии с документами: Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; приказа Минпросвещения от 31.05.2020 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»; приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28; СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2; концепции преподавания предметной области «Родной язык и родная литература», утвержденной решением Коллегии Минпросвещения от 24.12.2018; - Учебным планом МКОУ СОШ п. Красноармеец; - Положением о рабочей программе в МКОУ СОШ п. Красноармеец Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная литература (русская) 11 класс Личностные - российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной; - сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, различных форм общественного сознания, осознания своего места в поликультурном мире; - сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; - готовность и способность к самостоятельности, творческой и ответственной деятельности; - толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; - навыки сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, учебноисследовательской и других видах деятельности; - нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; - готовность и способность к образованию, сомообразованию; - эстетическое отношение к миру, принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни; - осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов. Метапредметные - умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; - самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; - использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; - выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; - умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности; эффективно разрешать конфликты; - владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; - готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; - умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований энергономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; - умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравстенных ценностей; - владение языковыми средствами – умение ясно, логично, точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; - владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. Предметные Выпускник научится: - демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы, приводя примеры двух и более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы; - в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт: - обосновывать выбор художественных произведений для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику; - использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа; - давать объективное изложение текста: характеризуя произведение выделять две или более основные темы или идеи произведения, показывать их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения; - анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы изображения действия и его развития, способы введен персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров; - анализировать авторский выбор определённых композиционных решений в произведении; - давать развёрнутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанное произведение; - выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературного произведения. Выпускник получит возможность научиться: - давать историко-культурный комментарий к тексту произведения; - анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нём объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности; - анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания философией, историей, психологией и др.); - анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического, лирического произведений (кинофильм или литературную постановку, запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая как интерпретируется исходный текст; Получит возможность узнать: - о месте и значении русской литературы в мировой литературе; - о произведениях новейшей отечественной и мировой литературы; - о важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети Интернет; - об историко-культурном подходе в литературоведении; - об историко-литературном процессе 19-20 веков; - о наиболее ярких или характерных чертах литературных направлений и течений; - имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии, названия ключевых произведений, имена героев, ставших» вечными образами» или именами нарицательными в общемировой и отечественной культуре; - о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой. Содержание программы Личность – 8часов (человек перед судом своей совести, человек-мыслитель и человекдеятель, я и другой, индивидуальность и «человек толпы», становление личности: детство, отрочество, первая любовь; судьба человека; конфликт долга и чести; личность и мир, личность и Высшие начала). В.Я. Брюсов Стихотворения: «Ассаргадон», «Грядущие гунны», «Есть что-то позорное в мощи природы...», «Неколебимой истине...», «Каменщик», «Творчество», «Родной язык». «Юному поэту», «Я» Г.Н. Щербакова Повесть «Вам и не снилось» Б.А. Ахмадулина Л.Н. Мартынов Ю.П. Казаков Рассказ «Во сне ты горько плакал» Личность и семья – 8часов (место человека в семье и обществе, семейные и родственные отношения; мужчина, женщина, ребенок, старик в семье; любовь и доверие в жизни человека, их ценность; поколения, традиции, культура повседневности). Е.И. Носов Повесть «Усвятские шлемоносцы» Ю.В. Трифонов Повесть «Обмен» А.Н. Арбузов Пьеса «Жестокие игры» Личность – общество – государство – 9 часов (влияние социальной среды на личность человека; человек и государственная система; гражданственность и патриотизм; интересы личности, интересы большинства/меньшинства и интересы государства; законы морали и государственные законы; жизнь и идеология). Э.Веркин Повесть «Облачный полк» В.С. Маканин Рассказ «Кавказский пленный» З. Прилепин Роман «Санькя» Личность – природа – цивилизация – 3 часа (человек и природа; проблемы освоения и покорения природы; проблемы болезни и смерти; комфорт и духовность; современная цивилизация, ее проблемы и вызовы) Н.А. Заболоцкий Стихотворения: «В жилищах наших», «Вчера, о смерти размышляя…», «Где-то в поле, возле Магадана…», «Движение», «Ивановы», «Лицо коня», «Метаморфозы». «Новый Быт», «Рыбная лавка», «Искусство», «Я не ищу гармонии в природе…» Н.М. Рубцов. Стихотворения: «В горнице», «Видения на холме», «Звезда полей», «Зимняя песня», «Привет, Россия, родина моя!..», «Тихая моя родина!», «Русский огонек», «Стихи» Л.С. Петрушевская «Новые робинзоны» Личность – история – современность - 5 часов(время природное и историческое; роль личности в истории; вечное и исторически обусловленное в жизни человека и в культуре; свобода человека в условиях абсолютной несвободы; человек в прошлом, в настоящем и в проектах будущего). Ю.О. Домбровский Роман «Факультет ненужных вещей» В.Ф. Тендряков Рассказы: «Пара гнедых», «Хлеб для собаки». Календарно-тематическое планирование № уро ка Название проблемно-тематического блока Дата проведения План 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 Личность (8ч.) Человек-мыслитель и человек-деятель в поэзии В. Брюсова (Стихотворения: «Ассаргадон», «Грядущие гунны», «Есть что-то позорное в мощи природы...», «Неколебимой истине...», «Каменщик», «Творчество», «Родной язык». «Юному поэту», «Я») Человек перед судом своей совести в повести Г.Н. Щербаковой «Вам и не снилось» Человек перед судом своей совести в повести Г.Н. Щербаковой «Вам и не снилось» Судьба человека, становление личности, конфликт долга и чести в поэзии Б.А. Ахмадулиной Судьба человека, становление личности, конфликт долга и чести в поэзии Л.Н. Мартынова Детство, отрочество, личность и мир в рассказе Ю.П. Казакова «Во сне ты горько плакал» Р.р. Сочинение - рассуждение Р.р. Сочинение - рассуждение Личность и семья (8ч.) Семейные и родственные отношения в повести Е.И. Носова «Усвятские шлемоносцы» Семейные и родственные отношения в повести Е.И. Носова «Усвятские шлемоносцы» Место человека в семье в повести Ю.В. Трифонова «Обмен» Место человека в семье в повести Ю.В. Трифонова «Обмен» Мужчина, женщина, ребенок в семье, любовь и доверие в жизни человека: пьеса А.Н. Арбузова «Жестокие игры» Мужчина, женщина, ребенок в семье, любовь и доверие в жизни человека: пьеса А.Н. Арбузова «Жестокие игры» Р.р. Сочинение - рассуждение Р.р. Сочинение - рассуждение Личность – общество – государство (9 ч.) Гражданственность и патриотизм как национальные ценности в повести Э.Веркина«Облачный полк» Гражданственность и патриотизм как национальные ценности в повести Э.Веркина«Облачный полк» В.С. Маканин «Кавказский пленный»: человек и государственная система В.С. Маканин «Кавказский пленный»: человек и государственная система Законы морали и государственные законы; жизнь и идеология в романе З. Прилепина «Санькя» Законы морали и государственные законы; жизнь и идеология в романе З. Прилепина «Санькя» Законы морали и государственные законы; жизнь и идеология в романе З. Прилепина «Санькя» Факт Р.р. Сочинение - рассуждение Р.р. Сочинение - рассуждение Личность – природа – цивилизация (3 часа) 26Н.А. Заболоцкий: основные темы и проблемы лирики 27 Человек и природа; проблемы освоения и покорения природы в лирике Н.М. Рубцова 28 Комфорт и духовность; современная цивилизация, ее проблемы и вызовы в рассказе Л.С. Петрушевской «Новые робинзоны» Личность – история – современность (5 часов) 29 Промежуточная аттестация 30 Роль личности в истории, свобода человека в условиях абсолютной несвободы в романе Ю.О. Домбровского 24 25 31 32 33 «Факультет ненужных вещей» Роль личности в истории, свобода человека в условиях абсолютной несвободы в романе Ю.О. Домбровского «Факультет ненужных вещей» Историческое время в рассказе В.Ф. Тендрякова «Пара гнедых» Вечное и исторически обусловленное в жизни человека и в культуре: В.Ф Тендряков «Хлеб для собаки»