1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу «Речь и культура общения» на уровне
основного общего образования составлена на основе требований к
результатам освоения ФОП СОО, представленных в ФГОС СОО, а также
федеральной рабочей программы воспитания, с учётом Концепции
преподавания русского языка и литературы в российской федерации
(утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9
апреля 2016 г. № 637-р), федеральной рабочей программы воспитания, с
учётом распределённых по классам проверяемых требований к результатам
освоения основной образовательной программы основного общего
образования.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения курса
«Речь и культура общения», место в структуре учебного плана, а также
подходы к отбору содержания и определению планируемых результатов.
Планируемые результаты освоения программы по предмету «Речь и
культура общения» включают личностные, метапредметные результаты за
весь период обучения на уровне основного общего образования, а также
предметные достижения обучающегося за год обучения.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РЕЧЬ И
КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ»
Курс «Речь и культура общения» на ступени основного общего
образования носит надпредметный характер, так как обучает речевой
деятельности, умения и навыки которой необходимы как в ситуации
непосредственного общения с использованием устной речи, так и в ситуации
опосредованного общения «человек – письменный монологический текст –
человек». Применяемые и развиваемые коммуникативные навыки при их
практическом использовании помогают ориентироваться в конкретной
ситуации речевого общения, применять уместные и неуместные вербальные
средства вербальные и невербальные средства общения, что позволяет
избежать коммуникативных неудач.
В курсе РиКО большое внимание уделяется основам работы с
письменным текстом – приобретению и развитию умений / навыков,
необходимых при создании информационно-логических основ этого текста,
выборе и реализации композиционного решения текста и в процессе речевого
оформления выразительного по форме авторского текста. Работая над
созданием собственного текста, школьники учатся делать текст
убедительным и воздействующим на мысли, чувства адресата и уместным в
ситуации и сфере общения. Работая с предложенным текстом в позиции
2
адресата, школьники учатся не только воспринимать и понимать его
содержание, но и целостно интерпретировать его, что необходимо а) для
создания текста-отклика (рецензия, отзыв), б) для работы с текстовой
информацией (написания плана, тезисов, конспекта). Обучаясь речевым
действиям и осваивая способы их выполнения на уровне навыка / умения,
ученик имеет возможность эффективно использовать их не только в учебных
ситуациях общения. Умения общаться и работать с текстом на основе
владения русским языком обеспечивают возможность добиваться успеха в
процессе речевой коммуникации, а это во многом определяет достижения
человека практически во всех областях жизни, способствует социальной
адаптации ученика в условиях современного мира.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РЕЧЬ И КУЛЬТУРА
ОБЩЕНИЯ»
Изучение учебного предмета направлено на достижение следующих
целей:
осознание и проявление общероссийской гражданственности,
патриотизма, уважения к русскому языку как государственному
языку Российской Федерации и языку межнационального общения
на основе расширения представлений о функциях русского языка в
России и мире; о русском языке как духовной, нравственной и
культурной ценности многонационального народа России; о
взаимосвязи языка и культуры, языка и истории, языка и личности;
об отражении в русском языке традиционных российских духовнонравственных ценностей; формирование ценностного отношения к
русскому языку;
овладение русским языком как инструментом личностного развития
и формирования социальных взаимоотношений; понимание роли
русского языка в развитии ключевых компетенций, необходимых
для успешной самореализации, для овладения будущей профессией,
самообразования и социализации;
совершенствование устной и письменной речевой культуры на
основе овладения основными понятиями культуры речи и
функциональной стилистики, формирование навыков нормативного
употребления языковых единиц и расширение круга используемых
языковых средств; совершенствование коммуникативных умений в
разных сферах общения, способности к самоанализу и самооценке
на основе наблюдений за речью;
3
развитие функциональной грамотности: совершенствование умений
текстовой деятельности, анализа текста с точки зрения явной и
скрытой (подтекстовой), основной и дополнительной информации;
развитие умений чтения текстов разных форматов (гипертексты,
графика, инфографика и др.); совершенствование умений
трансформировать, интерпретировать тексты и использовать
полученную информацию в практической деятельности;
обобщение знаний о языке как системе, об основных правилах
орфографии и пунктуации, об изобразительно-выразительных
средствах
русского
языка;
совершенствование
умений
анализировать языковые единицы разных уровней, умений
применять правила орфографии и пунктуации, умений определять
изобразительно-выразительные средства языка в тексте;
обеспечение поддержки русского языка как государственного языка
Российской Федерации, недопущения использования нецензурной
лексики и иностранных слов, за исключением тех, которые не
имеют общеупотребительных аналогов в русском языке и перечень
которых содержится в нормативных словарях.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РЕЧЬ И КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ »
В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение предмета «Речь и культура общения» в 5 классах в учебном
плане отводится 34 часа (1 час в неделю).
4
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РЕЧЬ И КУЛЬТУРА
ОБЩЕНИЯ»
5 КЛАСС
1. Общение
и
речь.
Ситуация
общения.
Цели
общения.
Коммуникативная (речевая) задача. Виды общения. Общение вербальное и
невербальное. Практическое использование жестов, мимики, поз, свойств
голоса: устойчивости. Общение официальное и неофициальное. Общение
контактное и дистантное. Коммуникативная помеха. Коммуникативный
успех. Коммуникативные неудачи. Причины коммуникативных ошибок.
2. Виды речевой деятельности. Речь устная и письменная.
Использование устной и письменной речи в соответствии с ситуацией
общения. Диалог и монолог. Речь внутренняя и внешняя. Участие в диалоге.
Выступление с монологической речью. Виды речевой деятельности при
работе с информацией. Говорение, слушание, письмо, чтение. Овладение
способами предъявления, восприятия и понимания информации в устном
диалоге. Практическое владение способами предъявления, восприятия и
понимания информации при работе с устным и письменным монологом.
Чтение как вид речевой деятельности. Виды чтения. Владение приёмами
чтения ознакомительного, медленного, чтения с пометками. Освоение
приёмов
осмысления
учебного
текста.
Слушание как вид речевой деятельности. Установка на восприятие. Владение
способами и приёмами слушания (нерефлексивного, рефлексивного).
3. Основы работы с текстом. Текст и ситуация общения. Тема текста.
Тематическое единство текста. Основная мысль текста. Сохранение основной
мысли. Микротема. Нахождение микротем в тексте. Анализ средств связи:
лексических, морфологических. Приёмы строения текста и развития
основной мысли. Предъявление авторской позиции в тексте. Достижение
адресности текста. Заголовок. План текста. Этапы создания текста:
изобретение,
расположение,
выражение.
Текст как источник и средство передачи информации. Информационные
структуры текста. Владение приёмами восприятия, понимания и
интерпретации текста в целях извлечения информации из текста. Способы
подачи информации в зависимости от предлагаемой ситуации и сферы
общения. Модели разворачивания информации в тексте. Понятие о
коммуникативной
успешности
воздействующего
текста.
Творческое
конструирование,
создание
монологического
текста.
Выстраивание логических, композиционных и выразительных структур
текста. Анализ текста в информационно-смысловом аспекте. Сокращение
5
текста. План. Виды анализа. Интерпретация авторского текста на основе его
анализа и создание собственных аналитических (вторичных) текстов.
Восприятие и понимание текста. Логические основы восприятия и
понимания
текста.
Способы отбора информации на основе знания специфики её источников,
оснований доверия и возможностей практического использования. Основные
навыки пользования Интернетом как источником информации.
4. Коммуникативные
цели
и
типы
речи.
Общая характеристика описательного текста. Смысловые модели
описательного текста (топы «определение», «свойства», «сопоставление»).
Расположение материала в описании. Оформление описательного текста.
Способы выражения авторской позиции. Общая характеристика
повествовательного текста (топы «место», «время», «обстоятельства»).
Расположение материала в повествовании. Оформление повествовательного
текста. Роль риторических фигур. Способы выражения авторской позиции.
Общая характеристика текста-рассуждения. Основная мысль (тезис) в
рассуждении. Объяснение и доказательство. Смысловые модели текстарассуждения (топы «причина – следствие», «пример – свидетельство»).
Структура аргументации. Способы сохранения основной мысли.
Расположение материала в убеждающей речи. Оформление текстарассуждения. Способы выражения авторской позиции. Речевые средства
выражения авторского эмоционального отношения к содержанию текста и
авторской нравственной позиции (средства эмоциональной и рациональной
оценки).
5. Стили речи. Функциональные разновидности языка: разговорная
речь,
функциональные
стили
литературного
языка
(научный,
публицистический, официально-деловой), язык художественной литературы.
Основные сферы общения. Функциональные задачи речи: передача
информации,
общение,
воздействие
на
читателя
(слушателя).
Освоение основных способов воздействия на читателя (слушателя): с
помощью логических аргументов, ярких фактов, с помощью художественных
образов.
Средства
выразительности
в
тексте.
Выбор средств выразительности в зависимости от ситуации общения,
авторских целей, принадлежности текста к типу речи, функциональному
стилю
и
требований
сферы
общения.
Выразительные средства устной речи, их использование в собственной
устной речи. Обоснование своего отношения к сленгу, просторечиям как
стилистически
сниженным
средствам
выразительности.
Тропы и риторические фигуры в описаниях, повествованиях и рассуждениях,
6
принадлежащих
к
различным
функциональным
стилям
языка.
Осознанный выбор средств выразительности на этапе оформления текста.
6. Речевые жанры. Понятие речевого жанра. Учёт взаимосвязей жанра,
авторской цели, способов речевого воздействия, типа речи, логических
структур текста, функционального стиля, сферы и ситуации общения.
Общее
представление
об
основных
жанрах
разных
стилей.
Жанры представления, комплимента, письма, дневниковых записей.
Устный рассказ на заданную тему. Непринуждённая беседа. Спор, дискуссия,
полемика
(особенности
жанра).
Научные жанры: устный ответ, создание сообщения/доклада, конспекта,
рецензии, реферат, научно-исследовательский проект.
7. Языковые нормы в речи. Нормы, обеспечивающие правильность в
речи
(орфоэпические,
акцентологические,
словообразовательные,
лексические, грамматические). Их использование в собственной речи и
этически
корректная
оценка
в
речи
собеседника.
Нормы, обеспечивающие коммуникативную целесообразность речи
(точность словоупотребления, богатство и выразительность, ясность,
стилистическая корректность). Их использование и самооценка в
собственной речи (устной, письменной) и оценка в речи (устной,
письменной) партнёра по общению. Осознанный выбор нормы.
Приёмы выбора коммуникативно-целесообразных языковых/речевых
средств, обеспечивающих выразительность текста и соблюдение культурноречевых норм в тексте: ясность, точность, выразительность, богатство речи.
8. Речевой этикет. Нормативно ориентированный характер этикетных
ситуаций общения: этикетная ситуация общения, этикетный жанр, правила
речевого и неречевого этикета, выбор этикетной темы беседы.
Анализ этикетной ситуации как речевого события: учёт психологического
состояния партнёра, места и времени общения, искренности намерений и
целей собеседника и своих собственных, соотносимости речевых и этикетноречевых средств реализации этих намерений и целей, возможности
соблюдения собственно этикетных характеристик ситуации.
7
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО
РиКО В 5 КЛАССЕ
Личностные результаты освоения обучающимися программы по РиКО в
5 классе достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности
общеобразовательной организации в соответствии с традиционными
российскими социокультурными, историческими и духовно-нравственными
ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и
способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития,
развития внутренней позиции личности, патриотизма, гражданственности;
уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества,
закону и правопорядку, человеку труда и людям старшего поколения;
взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и
традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и
окружающей среде.
В результате изучения русского языка на уровне среднего общего
образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные
результаты:
1) гражданского воспитания:
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного
и ответственного члена российского общества;
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение
закона и правопорядка;
принятие
традиционных
национальных,
общечеловеческих
гуманистических и демократических ценностей, в том числе в
сопоставлении с ситуациями, отражёнными в текстах литературных
произведений, написанных на русском языке;
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам;
готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского
общества, участвовать в самоуправлении в школе и детскоюношеских организациях;
умение
взаимодействовать с социальными институтами в
соответствии с их функциями и назначением;
готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности.
2) патриотического воспитания:
сформированность
российской
гражданской
идентичности,
патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности
8
перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и
культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;
ценностное отношение к государственным символам, историческому
и природному наследию, памятникам, боевым подвигам и трудовым
достижениям народа, традициям народов России; достижениям
России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде;
идейная убеждённость, готовность к служению Отечеству и его
защите, ответственность за его судьбу.
3) духовно-нравственного воспитания:
осознание духовных ценностей российского народа;
сформированность
нравственного сознания, норм этичного
поведения;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения,
ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на
основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в
соответствии с традициями народов России.
4) эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, труда, общественных отношений;
способность воспринимать различные виды искусства, традиции и
творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное
воздействие искусства;
убеждённость в значимости для личности и общества отечественного
и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного,
в том числе словесного, творчества;
готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление
проявлять качества творческой личности, в том числе при
выполнении творческих работ по русскому языку.
5) физического воспитания:
сформированность
здорового и безопасного образа жизни,
ответственного отношения к своему здоровью;
потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью;
активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения
вреда физическому и психическому здоровью.
6) трудового воспитания:
готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
9
готовность к активной деятельности технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и
самостоятельно осуществлять такую деятельность, в том числе в
процессе изучения русского языка;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, в том
числе к деятельности филологов, журналистов, писателей; умение
совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать
собственные жизненные планы;
готовность и способность к образованию и самообразованию на
протяжении всей жизни.
7) экологического воспитания:
сформированность экологической культуры, понимание влияния
социально-экономических процессов на состояние природной и
социальной среды, осознание глобального характера экологических
проблем;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на
основе знания целей устойчивого развития человечества;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия
предпринимаемых действий и предотвращать их;
расширение опыта деятельности экологической направленности.
8) ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, основанного на
диалоге культур, способствующего осознанию своего места в
поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства
взаимодействия между людьми и познания мира;
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять
учебно-исследовательскую и проектную деятельность, в том числе по
русскому языку, индивидуально и в группе.
В
процессе достижения
личностных результатов
освоения
обучающимися рабочей программы по русскому языку у обучающихся
совершенствуется
эмоциональный
интеллект,
предполагающий
сформированность:
самосознания,
включающего
способность
понимать
своё
эмоциональное состояние, использовать адекватные языковые
средства для выражения своего состояния, видеть направление
развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;
10
саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать
ответственность за своё поведение, способность проявлять гибкость и
адаптироваться к эмоциональным изменениям, быть открытым
новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели
и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из
своих возможностей;
эмпатии, включающей способность сочувствовать и сопереживать,
понимать эмоциональное состояние других людей и учитывать его
при осуществлении коммуникации;
социальных
навыков, включающих способность выстраивать
отношения с другими людьми, заботиться о них, проявлять к ним
интерес и разрешать конфликты с учётом собственного речевого и
читательского опыта.
В результате изучения русского языка на уровне среднего общего
образования у обучающегося будут сформированы познавательные
универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные
действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная
деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
самостоятельно
формулировать и актуализировать проблему,
рассматривать её всесторонне;
устанавливать существенный признак или основание для сравнения,
классификации и обобщения языковых единиц, языковых явлений и
процессов, текстов различных функциональных разновидностей
языка, функционально-смысловых типов, жанров;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их
достижения;
выявлять закономерности и противоречия языковых явлений, данных
в наблюдении;
разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся
материальных и нематериальных ресурсов;
вносить коррективы в деятельность, оценивать риски и соответствие
результатов целям;
координировать и выполнять работу в условиях реального,
виртуального и комбинированного взаимодействия, в том числе при
выполнении проектов по русскому языку;
11
развивать креативное мышление при решении жизненных проблем с
учётом собственного речевого и читательского опыта.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые
исследовательские действия как часть познавательных универсальных
учебных действий:
владеть
навыками
учебно-исследовательской
и
проектной
деятельности, в том числе в контексте изучения учебного предмета
«Русский язык», способностью и готовностью к самостоятельному
поиску методов решения практических задач, применению
различных методов познания;
владеть разными видами деятельности по получению нового знания,
в том числе по русскому языку; его интерпретации, преобразованию
и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при
создании учебных и социальных проектов;
формировать научный тип мышления, владеть научной, в том числе
лингвистической, терминологией, общенаучными ключевыми
понятиями и методами;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и разнообразных жизненных ситуациях;
выявлять и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу, задавать
параметры и критерии её решения, находить аргументы для
доказательства своих утверждений;
анализировать полученные в ходе решения задачи результаты,
критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в
новых условиях;
давать оценку новым ситуациям, приобретённому опыту;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
уметь переносить знания в практическую область жизнедеятельности,
освоенные средства и способы действия — в профессиональную
среду;
выдвигать
новые идеи, оригинальные подходы, предлагать
альтернативные способы решения проблем.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с
информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
владеть
навыками получения информации, в том числе
лингвистической, из источников разных типов, самостоятельно
осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию
информации различных видов и форм представления;
12
создавать тексты в различных форматах с учётом назначения
информации и её целевой аудитории, выбирая оптимальную форму
представления и визуализации (презентация, таблица, схема и
другие);
оценивать достоверность, легитимность информации, её соответствие
правовым и морально-этическим нормам;
использовать средства информационных и коммуникационных
технологий при решении когнитивных, коммуникативных и
организационных задач с соблюдением требований эргономики,
техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности;
владеть
навыками защиты личной информации, соблюдать
требования информационной безопасности.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как
часть коммуникативных универсальных учебных действий:
осуществлять коммуникацию во всех сферах жизни;
пользоваться
невербальными средствами общения, понимать
значение
социальных
знаков,
распознавать
предпосылки
конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
владеть различными способами общения и взаимодействия;
аргументированно вести диалог;
развёрнуто, логично и корректно с точки зрения культуры речи
излагать своё мнение, строить высказывание.
У обучающегося будут сформированы следующие умения
самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных
действий:
самостоятельно
осуществлять
познавательную
деятельность,
выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в
образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом
имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
расширять
рамки учебного предмета на основе личных
предпочтений;
делать осознанный выбор, уметь аргументировать его, брать
ответственность за результаты выбора;
оценивать приобретённый опыт;
стремиться к формированию и проявлению широкой эрудиции в
разных областях знания; постоянно повышать свой образовательный
и культурный уровень.
13
У обучающегося будут сформированы следующие умения
самоконтроля, принятия себя и других как части регулятивных
универсальных учебных действий:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность,
оценивать соответствие результатов целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания
совершаемых действий и мыслительных процессов, их оснований и
результатов; использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации,
выбора верного решения;
уметь оценивать риски и своевременно принимать решение по их
снижению;
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
принимать мотивы и аргументы других людей при анализе
результатов деятельности;
признавать своё право и право других на ошибку;
развивать способность видеть мир с позиции другого человека.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной
деятельности:
понимать
и
использовать
преимущества
командной
и
индивидуальной работы;
выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих
интересов и возможностей каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и
координировать действия по их достижению: составлять план
действий, распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать
результаты совместной работы;
оценивать качество своего вклада и вклада каждого участника
команды в общий результат по разработанным критериям;
предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны,
оригинальности, практической значимости; проявлять творческие
способности и воображение, быть инициативным.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
5 КЛАСС
Умения, связанные с пониманием ситуации общения. После изучения курса
школьники должны уметь:
определять ситуативные цели говорящего и слушающего;
отслеживать влияние каждого компонента ситуации общения на речь;
14
корректировать свою речь в соответствии с ситуацией общения;
соотносить коммуникативную цель речи (развлечь, информировать,
убедить) с выбором типа речи;
выбирать форму речи в соответствии с ситуацией общения;
соблюдать этикетные правила и владеть этикетно-коммуникативными
приемами в ситуации реального общения;
соотносить тему текста с целями автора и слушателя, с затекстовой
ситуацией
Умения, связанные с бережным отношением к слову. Учащиеся должны
уметь:
анализировать значение слова по толковым словарям и в текстах
(однозначность и многозначность);
анализировать стилистическую и ситуативную уместность слова;
находить опорные слова в тексте в соответствии с темой и основной
мыслью;
соблюдать нормы словоупотребления
Умения, связанные с созданием текста. Учащиеся должны уметь:
формулировать тему собственного текста;
формулировать основную мысль в описании, повествовании и
рассуждении;
сохранять основную мысль при создании текста;
составлять план текста, учитывая его тему и основную мысль;
подбирать заголовок к тексту, понимая его тему и основную мысль;
при анализе чужого текста определять его тему и основную мысль,
видеть, какими средствами автор их сохраняет на протяжении всего
текста;
практически владеть жанрами повествовательного и описательного
рассказа, устного ответа, рекламы
Умения, связанные с произнесением текста. Учащиеся должны уметь:
сохранять основную мысль в монологе и диалоге;
использовать вербальные и невербальные средства для придания речи
выразительности;
чувствовать себя уверенно при произнесении текста
Умения, связанные с культурой слушания. Учащиеся должны уметь:
слышать тему и основную мысль произносимого текста;
15
понимать логику раскрытия основной мысли;
понимать практическую значимость получаемой информации;
осознавать собственные цели в процессе слушания и цели говорящего;
отслеживать степень собственного понимания или непонимания
услышанного;
формулировать и задавать вопросы к непонятным словам для
конкретизации
говорящего,
выявления
целей
говорящего.
16
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№
п/п
Наименование разделов и тем
программы
Количество часов
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Раздел 1. Введение в предмет. Речь и общение
1.1
Что такое общение? Речь и общение
1
0
0
https://xn--d1axz.xn--p1ai/
https://uchi.ru/
1.2
Ситуация общения, цели в общении
1
0
0
https://xn--d1axz.xn--p1ai/
https://uchi.ru/
1.3
Содержание и форма речь. Речевая
ситуация
1
0
0
https://xn--d1axz.xn--p1ai/
https://uchi.ru/
1.4
Речь устная и письменная: особенности
этих форм речи
1
0
0
https://xn--d1axz.xn--p1ai/
https://uchi.ru/
1.5
Использование устной и письменной речи
в соответствии с письменной ситуацией
общения
1
0
0
https://xn--d1axz.xn--p1ai/
https://uchi.ru/
1.6
Виды речевой деятельности
1
0
0
https://xn--d1axz.xn--p1ai/
https://uchi.ru/
1.7
Слушание как вид речевой деятельности
1
0
0
https://xn--d1axz.xn--p1ai/
https://uchi.ru/
1.8
Этикет говорящего и слушающего
1
0
0
https://xn--d1axz.xn--p1ai/
https://uchi.ru/
1.9
Диалог и монолог. Речь внутренняя и
внешняя
1
0
0
https://xn--d1axz.xn--p1ai/
https://uchi.ru/
Итого по разделу
9
17
Раздел 2. Слово и речь
2.1
Значение слова. Понятная и точная речь
1
0
0
https://xn--d1axz.xn--p1ai/
https://uchi.ru/
2.2
Многозначность слова в речи
1
0
0
https://xn--d1axz.xn--p1ai/
https://uchi.ru/
2.3
Близкие по смыслу слова и богатство речи
1
0
0
https://xn--d1axz.xn--p1ai/
https://uchi.ru/
2.4
Противоположные по смыслу слова и
богатство речи
1
0
0
https://xn--d1axz.xn--p1ai/
https://uchi.ru/
2.5
Речевая ситуация и выбор уместного слова
1
0
0
https://xn--d1axz.xn--p1ai/
https://uchi.ru/
2.6
Этикетные ситуации в речевом общении
1
0
0
Итого по разделу
6
Раздел 3. Основы работы по созданию текста
3.1
Текст. Понятие о цельности текста
1
0
0
https://xn--d1axz.xn--p1ai/
https://uchi.ru/
3.2
Тема текста
1
0
0
https://xn--d1axz.xn--p1ai/
https://uchi.ru/
3.3
Тематическое единство текста
1
0
0
https://xn--d1axz.xn--p1ai/
https://uchi.ru/
3.4
Основная мысль текста
2
0
0
https://xn--d1axz.xn--p1ai/
https://uchi.ru/
3.5
Изложение
1
0
0
https://xn--d1axz.xn--p1ai/
https://uchi.ru/
3.6
Авторская позиция в тексте. Средства
выражения авторской позиции в тексте
2
0
0
https://xn--d1axz.xn--p1ai/
https://uchi.ru/
3.7
Адресность текста
1
0
0
https://xn--d1axz.xn--p1ai/
https://uchi.ru/
18
3.8
Связи предложений в тексте. Цепная связь
и параллельная связь
2
0
0
https://xn--d1axz.xn--p1ai/
https://uchi.ru/
3.9
Заголовок
1
0
0
https://xn--d1axz.xn--p1ai/
https://uchi.ru/
3.10
План текста
1
0
0
https://xn--d1axz.xn--p1ai/
https://uchi.ru/
Итого по разделу
13
Раздел 4. Коммуникативные цели и типы речи
4.1
Целевые установки автора текста
1
0
0
https://xn--d1axz.xn--p1ai/
https://uchi.ru/
4.2
Типы информационной речи:
повествование, описание, рассуждение
3
0
0
https://xn--d1axz.xn--p1ai/
https://uchi.ru/
4.3
Убеждающая речь. Рассуждениедоказательство
1
0
0
https://xn--d1axz.xn--p1ai/
https://uchi.ru/
4.4
Повторение изученного. Смешанные типы
речи в тексте
1
1
0
https://xn--d1axz.xn--p1ai/
https://uchi.ru/
Итоги по разделу
6
Повторение
1
1
0
Итоговый контроль
1
1
0
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
1
0
19
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
Количество часов
№
п/п
1
Тема урока
Что такое общение? Речь и общение
2
Ситуация общения, цели в общении
3
Содержание и форма речь. Речевая
ситуация
4
Речь устная и письменная:
особенности этих форм речи
5
Использование устной и письменной
речи в соответствии с письменной
ситуацией общения
Всего
1
1
1
1
1
Контрольные
работы
0
0
0
0
0
Практические
работы
0
0
0
0
0
6
Виды речевой деятельности
1
0
0
7
Слушание как вид речевой
деятельности
1
0
0
8
Этикет говорящего и слушающего
1
0
0
Дата
изучения
05.09.2023
12.09.2023
19.09.2023
26.09.2023
03.10.2023
10.10.2023
17.10.2023
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
https://xn--d1axz.xn-p1ai/
https://uchi.ru/
https://xn--d1axz.xn-p1ai/
https://uchi.ru/
https://xn--d1axz.xn-p1ai/
https://uchi.ru/
https://xn--d1axz.xn-p1ai/
https://uchi.ru/
https://xn--d1axz.xn-p1ai/
https://uchi.ru/
https://xn--d1axz.xn-p1ai/
https://uchi.ru/
https://xn--d1axz.xn-p1ai/
https://uchi.ru/
https://xn--d1axz.xn-20
24.10.2023
9
Диалог и монолог. Речь внутренняя
и внешняя
10
Значение слова. Понятная и точная
речь
1
0
0
11
Многозначность слова в речи
1
0
0
12
Близкие по смыслу слова и
богатство речи
13
Противоположные по смыслу слова
и богатство речи
14
Речевая ситуация и выбор уместного
слова
15
Этикетные ситуации в речевом
общении
16
Текст. Понятие о цельности текста
1
1
1
1
1
1
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
17
Тема текста
1
0
0
18
Тематическое единство текста
1
0
0
07.11.2023
14.11.2023
21.11.2023
28.11.2023
05.12.2023
12.12.2023
19.12.2023
26.12.2023
09.01.2024
p1ai/
https://uchi.ru/
https://xn--d1axz.xn-p1ai/
https://uchi.ru/
https://xn--d1axz.xn-p1ai/
https://uchi.ru/
https://xn--d1axz.xn-p1ai/
https://uchi.ru/
https://xn--d1axz.xn-p1ai/
https://uchi.ru/
https://xn--d1axz.xn-p1ai/
https://uchi.ru/
https://xn--d1axz.xn-p1ai/
https://uchi.ru/
https://xn--d1axz.xn-p1ai/
https://uchi.ru/
https://xn--d1axz.xn-p1ai/
https://uchi.ru/
https://xn--d1axz.xn-p1ai/
https://uchi.ru/
https://xn--d1axz.xn-21
16.01.2024
19
Основная мысль текста
20
Сохранение основной мысли в
тексте
1
0
0
21
Изложение
1
0
0
22
Авторская позиция в тексте.
23
Средства выражения авторской
позиции в тексте
24
Адресность текста
25
Связи предложений в тексте. Цепная
связь
26
Связи предложений в тексте.
Параллельная связь
1
1
1
1
1
1
0
0
0
0
1
0
0
0
0
0
0
0
27
Заголовок
1
0
0
28
План текста
1
0
0
23.01.2024
30.01.2024
06.02.2024
13.02.2024
20.02.2024
27.02.2024
05.03.2024
12.03.2024
19.03.2024
p1ai/
https://uchi.ru/
https://xn--d1axz.xn-p1ai/
https://uchi.ru/
https://xn--d1axz.xn-p1ai/
https://uchi.ru/
https://xn--d1axz.xn-p1ai/
https://uchi.ru/
https://xn--d1axz.xn-p1ai/
https://uchi.ru/
https://xn--d1axz.xn-p1ai/
https://uchi.ru/
https://xn--d1axz.xn-p1ai/
https://uchi.ru/
https://xn--d1axz.xn-p1ai/
https://uchi.ru/
https://xn--d1axz.xn-p1ai/
https://uchi.ru/
https://xn--d1axz.xn-p1ai/
https://uchi.ru/
https://xn--d1axz.xn-22
02.04.2024
29
Целевые установки автора текста
30
Типы информационной речи.
Повествование
1
0
0
31
Типы информационной речи.
Описание
1
0
0
32
Типы информационной речи.
Рассуждение
33
Убеждающая речь. Рассуждениедоказательство
34
Повторение изученного. Смешанные
типы речи в тексте
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
1
1
1
0
0
0
0
0
0
1
0
0
34
1
0
09.04.2024
16.04.2024
23.04.2024
30.04.2024
07.05.2024
14.05.2024
p1ai/
https://uchi.ru/
https://xn--d1axz.xn-p1ai/
https://uchi.ru/
https://xn--d1axz.xn-p1ai/
https://uchi.ru/
https://xn--d1axz.xn-p1ai/
https://uchi.ru/
https://xn--d1axz.xn-p1ai/
https://uchi.ru/
https://xn--d1axz.xn-p1ai/
https://uchi.ru/
https://xn--d1axz.xn-p1ai/
https://uchi.ru/
23
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Архарова Д.И., Долинина Т.А., Чудинов А.П. Речь и культура общения (практическая
риторика): учебник для 5-го класса. – Екатеринбург: «Сократ», 1998
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Архарова Д.И., Долинина Т.А. Речь и культура общения (практическая риторика). 5-ый
класс.: Программа курса и методические рекомендации для учителя. – Екатеринбург: Изд-во
«Сократ», 1998
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
1. https://xn--d1axz.xn--p1ai/
2. https://uchi.ru/
3. https://educont.ru
24
25