РП биологический практикум ШК

1

Пояснительная записка
Программа учебного курса « Биологический практикум» на уровне
основного общего образования составлена на основе требований к
результатам освоения основной образовательной программы основного
общего образования, представленных в ФГОС ООО, а также федеральной
рабочей программы воспитания.
В программе по биологии учитываются возможности учебного предмета
в реализации требований ФГОС ООО к планируемым личностным и
метапредметным результатам обучения, а также реализация межпредметных
связей естественно-научных учебных предметов на уровне основного общего
образования.
Проблема подготовки учащихся к сдаче экзамена в форме ОГЭ,
поступающих в учебные заведения, связанные с биологией, весьма
актуальна. Выпускникам необходимо повторить и систематизировать
материал по биологии за весь школьный курс. В рамках уроков – это сложно.
Данный учебный курс предназначен для обучающихся 7 классов и рассчитан
на 34 часа (1 час в неделю).
Важнейшим показателем качества образования является объективная оценка
учебных достижений учащихся. Экзамен по биологии - одна из форм
итогового контроля знаний. Ботаника традиционно считается одним из
самых простых разделов, но опыт показывает, что именно ботанику
абитуриенты знают хуже всего. Причина этого,- упрощенное изложение этой
науки в школьных учебниках (рассчитанных на 6-7 класс), неспособность
учащихся самостоятельно выбирать сведения по ботанике из прочих
разделов школьного курса, большое количество сложных и непривычных
терминов.
То же самое относится и к зоологии. На вступительных экзаменах по
биологии зоологической тематике обычно отводится 25-30% от всех
вопросов.
К экзаменам по биологии нельзя подготовится за короткий срок, т.к.
требуется время, чтобы запомнить многие детали, особенности
представителей разных царств природы, исключения из правил. Данный
элективный курс поможет учащимся повторить основные разделы школьной
программы, синтезировать огромный материал, быстро извлекать
необходимую информацию из огромного числа источников, более
эффективно подготовиться к ЕГЭ.
Цель:
Образовательная: обеспечив закрепление основных биологических
понятий, продолжить формирование специальных биологических умений и
навыков, наблюдать, ставить опыты, усвоение учащимся законов, теорий,
научных идей, фактов.

2

Развивающая: развитие у учащихся аналитического и синтезирующего
мышления; навыков учебного труда и самостоятельной работы; интереса к
предмету; формировать умения выделять главное в изучаемом материале,
проводить сравнение процессов жизнедеятельности, анализировать
результаты опытов, рецензировать ответы товарищей и развитие
общеучебных умений (работа с учебником, тетрадью, словарём
Воспитательная: воспитание культуры труда, единой картины мира
На изучение программы элективного курса для 10 класса отводиться 35
часов, 1 час в неделю.

3

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему
миру, живой
природе, художественной культуре:
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки,
значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение
достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и
отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве
мира и общества;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному
образованию как условию успешной профессиональной и общественной
деятельности;
экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным
богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических
процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за
состояние
природных ресурсов;
умения
и навыки разумного
природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред
экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству
собственного быта.
Метапредметные результаты:
Учащиеся научатся:
 объяснять биологические процессы и явления, используя различные
способы представления информации;
 устанавливать причинно-следственные связи;
 проводить анализ, синтез;
 формулировать выводы;
 решать качественные и количественные биологические задачи;
 использовать теоретические знания в практической деятельности и
повседневной жизни;
 проводить самостоятельный поиск (в том числе с использованием
информационных технологий) биологической информации.
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
4

 выделять существенные признаки биологических объектов;
 соблюдать меры профилактики заболеваний, вызываемых паразитами;
 объяснять роль биологии и экологии в практической деятельности людей;
места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и
эволюции животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль
различных животных в жизни человека; значения биологического
разнообразия для сохранения биосферы;
 сравнивать биологические объекты и процессы, умение делать выводы и
умозаключения на основе сравнения;
 овладеть методами биологической науки: наблюдать и описывать
биологические
объекты
и
процессы;
осуществлять
постановку
биологических экспериментов и объяснять их результаты.
Обучающийся получит возможность научиться:
 основным правилам поведения в природе;
 анализировать и оценивать последствия деятельности человека в
природе, влияния факторов риска на здоровье человека;
 соблюдать правила работы с биологическими приборами и
инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы) ;
 умениям оценивать с эстетической точки зрения объекты живой
природы;
 соблюдением мер профилактики заболеваний, передаваемых различными
группами организмов;
 оказанием первой помощи при укусах опасных и ядовитых животных
•соблюдения правил поведения в окружающей среде;
 выделять общие принципы экологии;
 формулировать положения глобальных экологических проблем;
 сохранять положительное состояние организма.

Содержание
I. Неклеточные формы жизни. Вирусы. – 1 час.
Вирусы, особенности их строения и жизнедеятельности. Бактериофаг.
II. Прокариоты. Бактерии - 2 часа.
Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение, распространение,
роль в природе, медицине, сельском хозяйстве и промышленности.
5

Болезнетворные бактерии и борьба с ними.
III. Ядерные организмы - 30 часов
1. Царство грибы. 2 часа
Общая характеристика грибов. Строение. Питание, размножение, экология.
Грибы паразиты. Плесневые грибы. Особенности строения грибной клетки.
2. Царство Растения. 12 часов.
2.1Систематика низших растений.- 2 часа.
Строение водорослей. Экология водорослей. Питание и размножение
водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека.
2.2 Лишайники.-1 час.
Строение лишайника. Симбиоз. Питание. Размножение. Роль в природе и
хозяйственной деятельности человека.
2.3. Систематика высших растений. - 5 часа.
Высшие споровые. Мхи и папоротникообразные. Семенные растения.
Голосеменные.
2.4 Покрытосеменные растения. Растение - целостный организм. - 4 часа.
Покрытосеменные. Взаимосвязь органов. Основные жизненные функции
растительного организма и его взаимосвязь со средой обитания. Опыление.
Двойное оплодотворение. Строение растений класса двудольные и
однодольные растения. Признаки семейства: крестоцветные, розоцветные,
пасленовые, сложноцветные, бобовые, лилейные и злаковые
3. Царство Животные. – 16часов.
3.1 Систематика беспозвоночных животных - 4 часа

6

Классификация животных. Тип простейшие. Тип Кишечнополосатые. Тип
Плоские черви. Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви. Тип Моллюски.
Тип Членистоногие. Особенности строения и жизнедеятельности организмов.
3.2.Систематика хордовых.-6 часов.
Сравнительная характеристика основных классов типа Хордовых.
Особенности строения и жизнедеятельности хордовых животных. Класс
Рыбы. Класс Земноводные. Класс Пресмыкающиеся. Класс Птицы. Класс
Млекопитающие.
3.3. Человек - вершина эволюции животного мира.- 6часов.
Общий обзор организма человека.
Тело человека как система - системы органов - органы - ткани - клетки.
Строение и функции системы органов человека. Нервно - гуморальная
система. Органы чувств. Пищеварительная система. Кровеносная и
лимфатическая система. Дыхательная система. Выделительная система.
Покровы тела.
Заключительные занятия (1ч.)

7

Учебно-тематический план.
№

Тема

Часы

Форма
проведения

Виды контроля

Т

П

В

Неклеточные
формы жизни
(вирусы)
Прокариоты.
Бактерии.

1

-

1

Лекция

Опорная схема – конспект.

1

1

2

Опорная схема – конспект.
Создание презентаций.

3

Царство грибы.

1

1

2

4

Царство растения.
Систематика
низших растений.

1

1

2

5

Лишайники

1

-

1

6

Систематика
высших растений.

3

2

5

7

Покрытосеменные
растения. Растение
– целостный
организм.
Систематика
беспозвоночных
животных.

3

1

4

3

1

4

Систематика
хордовых.

4

2

6

Эвристическая
лекция,
практическая
работа.
Эвристическая
лекция,
практическая
работа.
Эвристическая
лекция,
практическая
работа.
Эвристическая
лекция,
практическая
работа.
Эвристическая
лекция,
практическая
работа.
Эвристическая
лекция,
практическая
работа.
Эвристическая
лекция,
практическая
работа.
Эвристическая
лекция,
практическая
работа.

1

2

8

9

Опорная схема – конспект.
Создание презентаций.

Опорная схема – конспект.
Создание презентаций.

Опорная схема – конспект.
Создание презентаций.

Опорная схема – конспект.
Создание презентаций.

Опорная схема – конспект.
Создание презентаций.

Опорная схема – конспект.
Создание презентаций.

Опорная схема – конспект.
Создание презентаций.

8

10 Человек - вершина
эволюции живого
мира.

4

11 Заключительное
занятие.
Итого

1

2

6

1

Эвристическая
лекция,
практическая
работа.
Анализ
успешности

Опорная схема – конспект.
Создание презентаций.

Итоговая рейтинговая
оценка

23 11 34

9

Календарно-тематическое планирование
№

Название темы

Кол

Дата

ичес

п/п

Практические
работы

тво
часо
в

1.

Неклеточные формы жизни.

1

1 неделя
сентябр
я

2.

Бактерии.

1

2 неделя
сентябр
я

3.

4.

Решение задач по теме: «Бактерии»

Царство Грибы

1

1

3 неделя Практическая работа: «
сентябр

Решение задач по теме

я

бактерии»

4 неделя
сентябр
я

5.

Лабораторная работа: «Изучение

1

строения плесневых грибов под

1 неделя
октября

микроскопом»
6.

Водоросли.

1

2 неделя
октября

7.

Особенности строения низших

1

растений.
8.

Лишайники.

3 неделя Решение КИМ
октября

1

4 неделя
октября

9.

Отдел Мхи.

1

2 неделя
10

ноября
10.

Отдел Папоротникообразные.

1

3 неделя
ноября

11.

Отдел Голосеменные.

1

4 неделя
ноября

12.

Лабораторная работа: « Изучение

1

строения высших растений»
13.

Систематика высших растений

1 неделя
декабря

1

2 неделя Решение КИМ
декабря

14.

Отдел Покрытосеменные растения.

1

3 неделя
декабря

15.

Размножение покрытосеменных

1

растений.
16.

Растение – целостный организм.

4 неделя
декабря

1

3 неделя
января

17.

Практическая работа по теме: «

1

Изучение строения растений

4 неделя Решение КИМ
января

семейства крестоцветные и
розоцветные растения»
18.

Систематика Беспозвоночных

1

животных.
19.

Особенности строения

февраля
1

беспозвоночных животных.
20.

Тип членистоногие.

1 неделя
2 неделя
февраля

1

3 неделя
февраля

21.

Практическая работа по теме: «

1

Особенности строения

4 неделя Решение КИМ
февраля

беспозвоночные животные»
22.

Систематика Хордовых животных.

1

1 неделя
11

марта
23.

Класс Рыбы. Класс Земноводные

1

2 неделя
марта

24.

Класс Пресмыкающиеся. Класс

1

Птицы.
25.

Класс Млекопитающие.

3 неделя
марта

1

1 неделя
апреля

26.

Практическая работа по теме: «

1

Хордовые животные»
27.

Практическая работа по теме: «

апреля
1

Хордовые животные»
28.

Общий обзор организма человека.

2 неделя Решение КИМ
3 неделя Решение КИМ
апреля

1

4 неделя
апреля

29.

Системы органов и их особенности

1

строения.
30.

Системы органов и их особенности

мая
1

строения.
31.

Системы органов и их особенности
Практическая работа по теме: «

1

Практическая работа по теме: «

1

Решение КИМ

2 неделя Решение КИМ
мая

1

Человек»
34.

2 неделя
мая

Человек»
33.

1 неделя
мая

строения.
32.

1 неделя

3 неделя Решение КИМ
мая

1

3 неделя
мая

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.


Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».