РП история за страницами учебника ШК

1

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах
человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе
развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской
ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности,
самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе. Воспитание детей
происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это
воспитание осуществлять в свободное от обучения время.
Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная
деятельность по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства
верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и
конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Программа внеурочной деятельности «За страницами учебника истории» относится
к социально-гуманитарному направлению реализации внеурочной деятельности.
Направленность программы
Отличительные особенности программы «За страницами учебника истории», ее
новизна заключаются в том, что она имеет интегрированный характер, разнообразна по
содержанию, составлена с учетом интересов и возрастных особенностей обучающихся,
наряду с личностной направленностью способствует организации целостного
воспитательного пространства школы и социума, организации совместной деятельности.
Историческую память необходимо сохранить подрастающему поколению. Это
основа гражданско-патриотического воспитания. Чувство любви к Родине тоже можно
воспитать, оно должно быть в крови у гражданина Российской Федерации. Огромную
роль в этом воспитании играет Победа народа нашей страны в Великой Отечественной
войне. Историю этой кровопролитной войны, ее битвы и ее героев должен знать каждый
россиянин.
Актуальность программы
Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одно из самых актуальных
задач нашего времени. Необходимо восстановить эту связь, чтобы и наши дети ощутили:
они имеют, пусть и опосредованное, отношение к тем далеким военным событиям.
Начинать делать это нужно как можно раньше, пока в малыше еще не иссяк пылкий
естественный интерес ко всему происходящему в мире.
Мы не должны забывать тех, кто отстоял свободу и независимость нашего
народа. Верно, сказано: «Забыл прошлое – потерял будущее». Но мы должны не только
помнить, но и быть достойными их великого подвига.
Новые идеологические установки приводят к изменению современной школы.
Эти изменения требуют нового подхода в формировании патриотического и
гражданского сознания учащихся. Развивающемуся обществу нужны не только
современно
образованные,
нравственные,
предприимчивые
люди,
которые
самостоятельно могут принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные
последствия, способы к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом,
конструктивностью, но и горячо любящие свою Родину, свой родной край, способные
защищать Отчизну.
Педагогические ценности, анализ материалов (нормативные документы, анкеты
детей, учителей, родителей) позволяют определить образ учащегося: наш выпускник –
гражданин России, способный, эффективно адаптируясь, свободно самоопределяться и
самореализовываться в культурном и социальном пространстве на основе сложившейся
системы ценностных ориентаций и нравственных позиций, опирающихся как на
национальные, так и общечеловеческие ценности.
2

Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию
личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.
I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности,
обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять
гражданские обязанности в мирное и военное время.
Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в
области политики, экономики, науки, культуры и спорта, еще сохранили качества
нравственных идеалов, что создает реальные предпосылки для разработки комплекса
мероприятий по патриотическому воспитанию граждан с учетом сложившихся к
настоящему времени тенденций, связанных с консолидацией общества и подъемом
патриотизма. В патриотическом воспитании стал полнее учитываться фактор
многонационального общества: разнообразие национальных культур и их взаимное
проникновение способствуют материальному и духовному прогрессу.
Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие
социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания
и обучения в школе.
Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат
целенаправленного длительного воспитательного воздействия на человека, начиная с
раннего возраста.
Патриотизм формируется под влиянием идейно-воспитательной работы в семье,
дошкольном учреждении, в школе. Прежде всего, нужно заботиться о том, чтобы в
сознании ребёнка, в его эмоциональной памяти запечатлелись детали окружающей
природы, те любимые уголки, из которых постепенно складывается дорогой человеку
мир. Школа и семья должна способствовать развитию у детей любви к Родине, начиная с
воспитания любви к матери, отцу, родному уголку земли и кончая гордостью за Россию.
Добиться этого можно только при условии системного воспитания, путём всестороннего
воздействия на ребёнка.
Настоящая программа разработана с учетом типа и вида образовательного
учреждения, потребностей и запросов участников образовательного процесса и создает
условия для социального и культурного самоопределения, творческой самореализации
личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более
разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда
удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам
деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом
деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.
Думаю, что данная программа поможет привить детям патриотизм, уважение к
историческому прошлому страны, научит их отвечать за свои поступки, с любовью
относиться своей Родине и к людям.
Содержание программы сочетает теоретическую и практическую деятельность
учащихся. В программе предусмотрены следующие формы и методы работы с детьми:
-экскурсии;
-встречи с ветеранами и участниками Великой Отечественной войны;
-написание творческих работ: рефератов, сообщений, докладов.
-конкурсы.
-олимпиады.
Данная программа представляет собой вариант организации внеурочной
деятельности учащихся основной ступени общего образования.
Объем программы, срок освоения– 1 год
Количество обучающихся в группе: 20
Количество часов в неделю: 1
3

Общее количество часов в год: 36
-Формы обучения -очная.
-Занятия- индивидуальные, групповые. Занятия проводятся в учебном кабинете,
библиотеке, в музее. Занятия включают в себя проведение экскурсий, олимпиад,
соревнований; предусматривают поиск необходимой недостающей информации в
энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и
т.д. Источником нужной информации могут быть и взрослые: родители, увлеченные
люди, а также старшие учащиеся.
I.1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного,
компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения
программы что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными
видами деятельности и умениями, их реализующими. Овладение знаниями, умениями,
видами деятельности значимо для социализации, мировоззренческого и духовного
развития учащихся, позволяющими им ориентироваться в социуме и быть
востребованными в жизни.
Результатами образования являются компетентности, заключающиеся в сочетании знаний
и умений, видов деятельности, приобретённых в процессе усвоения учебного содержания,
а также способностей, личностных качеств и свойств учащихся.
В процессе использования приобретённых знаний и умений в практической деятельности
и повседневной жизни проявляются личностные качества, свойства и мировоззренческие
установки учащихся, которые не подлежат контролю на уроке (в том числе понимание
исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни,
использование знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в
общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности и др.).
Личностные результаты:
— осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и
религиозной группы, локальной и региональной общности;
— освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение
прав и свобод человека:
— осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность
к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
— понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и
других народов, толерантность
Метапредметные результаты:
—способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность —
учебную, общественную и др.;
— овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать
и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект,
формулировать и обосновывать выводы в т. д.), использовать современные источники
информации, в том числе материалы на электронных носителях;
— способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в
различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
— готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ
межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;
4

— активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе, в
повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в
профессиональной сфере и социуме.
Предметные результаты:
— овладение целостным представлениями об историческом пути человечества как
необходимой основы для миро- понимания и познания современного общества, истории
собственной страны;
— способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы
исторического анализа для раскрытия суццности и значения событий и явлений прошлого
и современности в курсах всеобщей истории;
— способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и
поступки личностей во времени и пространстве;
— умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и
современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную
ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней;
— расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний
личностей и народов в истории своей страны в человечества в целом;
— готовность применять исторические знания для выявления в сохранения исторических
и культурных памятников своей страны и мира.
II СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (35 часов)
Вводное занятие (1 час). Знакомство с элективным курсом, его программой, обсуждение
организационных вопросов
Решение исторических задач по материалам 16-17 века (11 часов). Повторение
пройденного материала в виде викторины. Решение и составление хронологических задач
по истории России 16-17 века. Решение и составление картографических задач по истории
России 16-17 века. Решение и составление событийных задач по истории России 16-17
века. Работа с историческим портретом известных и малоизвестных личностей истории
России 16-17 века. Решение кейсов по теме «Реформы Избранной Рады», «Смутное время
в России», «Первые Романовы».
История России 18 века в деталях. Вспомогательные исторические дисциплины (19
часов). Археология. Наука археология. Виды исторических источников. Вещественный
исторический источник. Письменные исторические источники. Древние рукописи.
Особенности археологических исследований. Материалы для письма. Графика письма.
Украшение рукописей. Чтение рукописей. Археологические исследования в родном крае.
Топонимика. Топонимика как наука. Способы образования географических названий.
История образования сёл Спасского района.
Нумизматика. Нумизматика как наука. Монеты и денежное оформление древнерусского
государства. Русские монеты и денежное обращение в 18 в. Русская монетная система 18
в. Виды денег. Различные монетные системы.
Геральдика. Геральдика как наука. Происхождение гербов. Государственные, областные,
городские и районные гербы. Государственный герб России. Геральдика родного края.

5

Историческая метрология. Понятие «Метрология». Различные системы измерения. Меры
длины, веса, объёма Русского государства 18 в.
Решение исторических задач по материалам 18 века (2 часа). Хронологические,
событийные, иллюстративные, картографические задачи.
Повторительно – обобщающие уроки (2 часа)

6

3. ПРИМЕРНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов в неделю – 1 час, количество часов в год – 35 часов

№ п/п

Изучаемый раздел\Тема урока

Колво
часов

Тип урока

Характеристика деятельности учащихся или виды
учебной деятельности

Вид, форма
контроля

1

Вводное занятие. Знакомство с
элективным курсом, его
программой, обсуждение
организационных вопросов

1

Изучение нового
материала

Знакомятся с требованиями учителя, с материалом
элективного курса

Текущий,
фронтальная

2

Решение исторических задач
по материалам 16-17 века\
Повторение пройденного
материала в виде викторины.

1

Урок
развивающего
контроля

Повторяют пройденный материал за курс 7 класса по
истории России 16-17
века. Организуют индивидуальную работу и работу в
группе. Отвечают на вопросы учителя

Текущий,
индивидуальная и
групповая

3

Решение и составление
хронологических задач по
истории России 16-17 века.

1

Урок
развивающего
контроля

Повторяют пройденный материал за курс 7 класса по
истории России 16-17 века. Решают и
составляют хронологические задачи. Работают с
контурными картами, иллюстрациями, историческими
источниками.

Текущий,
индивидуальная

4-5

Решение и составление
картографических задач по
истории России 16-17 века

2

Урок
развивающего
контроля

Повторяют пройденный материал за курс 7 класса по
истории России 16-17 века. Решают и
составляют картографические задачи. Работают с
контурными картами, иллюстрациями, историческими
источниками.

Текущий,
индивидуальная

6-7

Решение и составление
событийных задач по истории
России 16-17 века

2

Урок
развивающего
контроля

Повторяют пройденный материал за курс 7 класса по
истории России 16-17 века. Решают и
составляют событийные задачи. Работают с
контурными картами, иллюстрациями, историческими
источниками.

Текущий,
индивидуальная

7

8-9

Работа с историческим
портретом известных и
малоизвестных личностей
истории России 16-17 века

2

Урок
развивающего
контроля

Повторяют пройденный материал за курс 7 класса по
истории России 16-17
века. Составляют исторические портреты личностей.

Текущий,
индивидуальная

10

Решение кейсов по теме
«Реформы Избранной Рады»

1

Урок
развивающего
контроля

Повторяют пройденный материал за курс 7 класса по
теме «Реформы Избранной Рады». Решают задания
кейса. Оценивают свою деятельность на уроке.

Текущий,
индивидуальная

11

Решение кейсов по теме
«Смутное время в России»

1

Урок
развивающего
контроля

Повторяют пройденный материал за курс 7 класса по
теме «Смутное время в России». Решают задания
кейса. Оценивают свою деятельность на уроке.

Текущий,
индивидуальная

12

Решение кейсов по теме
«Первые Романовы»

1

Урок
развивающего
контроля

Повторяют пройденный материал за курс 7 класса по
теме «Первые Романовы». Решают задания
кейса. Оценивают свою деятельность на уроке.

Текущий,
индивидуальная

13

История России 18 века в
деталях. Вспомогательные
исторические дисциплины\
Знакомство с дисциплинами

1

Изучение нового
материала

Вспоминают вспомогательные исторические
дисциплины, отвечают на вопросы учителя

Текущий,
индивидуальная

14

Археология. Известные
российский и зарубежные
археологи

1

Изучение нового
материала

Знакомятся с новым
материалом, приводят примеры, работают в парах
над заданием учителя.

Текущий,
фронтальная

15

Письменные исторические
источники и работа с ними

1

Урок
систематизации
знаний

Систематизируют полученные ранее знания.

Текущий,
групповая

Организуют работу в
группе, извлекают информацию из
источника, определяют событие, отвечают на
поставленные вопросы.

8

Вещественные исторические
источники и работа с ними

1

Урок
систематизации
знаний

Систематизируют полученные ранее знания.

17

Археологические исследования в
родном крае

1

Урок
систематизации
знаний

Знакомятся с историей археологических раскопок в
родном крае

Текущий,
индивидуальная

18

Топонимика. Известные
зарубежные и российские
топографы.

1

Изучение нового
материала

Знакомятся с новым
материалом, приводят примеры, работают в парах
над заданием учителя.

Текущий,
фронтальная

19-20

История происхождения
названий населенных пунктов в
Спасском районе

2

Изучение нового
материала

Систематизируют полученные ранее знания.

Текущий,
групповая

21

Нумизматика. Известные
зарубежные и российские
нумизматы

1

Изучение нового
материала

Знакомятся с новым
материалом, приводят примеры, работают в парах
над заданием учителя.

Текущий,
индивидуальная

22

Русская монетная система 18
века

1

Изучение нового
материала

Знакомятся с историей монетной системы 18 века

Текущий,
фронтальная

23

Монета 18 века – исторический
источник

1

Урок
систематизации
знаний

Систематизируют полученные ранее знания.

Текущий,
групповая

16

Организуют работу в
группе, извлекают информацию из
источника, определяют событие, отвечают на
поставленные вопросы.

Организуют работу в
группе, извлекают информацию из
источника, определяют событие, отвечают на
поставленные вопросы.

Организуют работу в
группе, извлекают информацию из
источника, определяют событие, отвечают на
поставленные вопросы.

Текущий,
групповая

9

Решение иллюстративных
исторических задач

1

Урок
развивающего
контроля

Систематизируют полученные ранее знания.

25

Геральдика как наука

1

Изучение нового
материала

Знакомятся с новым
материалом, приводят примеры, работают в парах
над заданием учителя.

Текущий,
фронтальная

26

Геральдика родного края

1

Урок
систематизации
знаний

Знакомятся с историей возникновения и развития
геральдики родного
края, анализируют гербы, составляют гербы своей
семьи

Текущий,
индивидуальная

27

Фалеристика – наука о медалях и
наградах

1

Изучение нового
материала

Знакомятся с новым
материалом, приводят примеры, работают в парах
над заданием учителя.

Текущий,
фронтальная

28-29

Наградные медали Российской
империи 18 века

2

Изучение нового
материала

Изучают историю наградных медалей 18 века

Текущий,
фронтальная

30

Историческая метрология

1

Изучение нового
материала

Знакомятся с новым
материалом, приводят примеры, работают в парах
над заданием учителя.

Текущий,
фронтальная

31

Различные системы измерения в
18 веке

1

Изучение нового
материала

Изучают системы измерения 18 века

Текущий,
фронтальная

32-33

Решение исторических задач
по материалам 18
века\Хронологические,
событийные, картографические
задачи

2

Урок
развивающего
контроля

Решают исторические задачи по истории России 18
века

Текущий,
индивидуальная

24

Организуют работу в
группе, извлекают информацию из
источника, определяют событие, отвечают на
поставленные вопросы.

Текущий,
индивидуальная

10

34-35

Повторительно – обобщающие
уроки

2

Урок рефлексии

Умеют анализировать собственные знания,
оценивают свою деятельность

Текущий,
индивидуальная и
групповая

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.


Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».