1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями к основной образовательной программе начального общего образования. Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ» В современной школе сущностью функциональной грамотности становятся не сами знания, а четыре главные способности обучающегося: добывать новые знания; применять полученные знания на практике; оценивать свое знание-незнание; стремиться к саморазвитию. Содержание функциональной грамотности младшего школьника, безусловно, составляют метапредметные универсальные учебные действия – познавательные, коммуникативные, регулятивные. Функциональная грамотность рассматривается как совокупность двух групп компонентов: интегративных и предметных. Предметные (языковая, литературная, математическая, естественнонаучная) соответствуют предметам учебного плана начальной школы. К интегративным относятся коммуникативная, читательская, информационная, социальная грамотность, формирующиеся на любом предметном содержании. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах. Анализ результатов ВПР в 4 классе и результатов участия российских школьников в международных исследованиях (PIRLS, TIMS) выявил основные недостатки в достижении младших школьников: – недостаточно владеют смысловым чтением; – не справляются с задачами на интерпретацию информации; – затрудняются в решении задач, требующих анализа и обобщения; – не умеют высказывать предположения, строить доказательства Поэтому начинать формирование навыков функциональной грамотности именно в начальных классах. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ» Цель программы :создание условий для развития функциональной грамотности. Формирование знаний и умений, необходимых для полноценного функционирования человека в современном обществе. Для достижения этой цели предполагается решение следующих задач: – формировать умение читать тексты с использованием трёх этапов работы с текстом; – совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг; – учить находить и извлекать информацию из различных текстов; – учить применять извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем; – развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения прочитанного; – обеспечить усвоение ряда понятий технологии: «прогнозирование», «диалог с автором», «комментированное чтение» и др.; – воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству; – учить детей уважать всякий честный труд, талант, гений; – поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной, человечеством и желание быть им полезным. 2 Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность», «Математическая грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественно-научная грамотность». Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей. Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину. Целью изучения блока «Финансовая грамотность»является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи. Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений. МЕСТО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» предназначена для реализации в 1 классе начальной школы и рассчитана на 33 часа (при 1 часе в неделю). Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» предназначена для реализации во 2 -4 классах начальной школы и рассчитана на 34 часа (при 1 часе в неделю). Весь курс состоит из 4 блоков : читательская грамотность (по 8 часов в каждом классе) ; математическая грамотность (по 8 часов в каждом классе); компьютерная грамотность (по 8 часов в каждом классе); грамотность в естественных науках (по 8 часов в каждом классе). Учитель может варьировать, чередовать последовательность проведения занятий по своему усмотрению. Для повышения мотивации изучения курса и с учетом возрастных особенностей первоклассников для занятий используются сюжеты авторских и русских народных сказок. Для повышения мотивации изучения курса и с учетом возрастных особенностей второклассников для занятий используются сюжеты художественных и научно-познавательных текстов. В 3 классе начальной школы в первом полугодии проводятся занятия по формированию читательской и естественно-научной грамотности, во втором полугодии – по формированию математической и финансовой грамотности. В 4 классе начальной школы в первом полугодии проводятся занятия по формированию читательской и естественно-научной грамотности, во втором полугодии – по формированию математической и финансовой грамотности. 3 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ» 1 КЛАСС Читательская грамотность: анализ текстов авторских и русских народных сказок, составление характеристики героев прочитанных произведений, деление текстов на части, составление картинного плана, ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного. Математическая грамотность: счет предметов в пределах 10, составление числовых выражений и нахождение их значений, состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, круговых диаграмм, ложные и истинные высказывания. Финансовая грамотность: деньги, финансы, покупка, товар, обмен, бартер, услуги платные и бесплатные, доход, прибыль, банк, реклама, цена, количество, стоимость. Естественно-научная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, воздушным шариком, зеркалом и апельсином; воздух и его свойства, соль и её свойства, вода и её свойства, три состояния воды, плавучесть предметов, отражение 2 класс Читательская грамотность: (1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29 занятия): понятия «художественный» и «научно-познавательный»; жанровое сходство и различия художественных и научнопознавательных текстов; составление характеристики героев прочитанных произведений; деление текстов на части, составление плана; ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного; Математическая грамотность (2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30 занятия): нахождение значений математических выражений в пределах 100, составление числовых выражений и нахождение их значений. Состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, столбчатых диаграмм, календарь, логические задачи, ложные и истинные высказывания, построение геометрических фигур, нахождение длины ломаной, диаметр окружности, периметр треугольника. Финансовая грамотность (3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31 занятия): деньги, аверс и реверс монеты, кредиты, вклады, банковская карта, правила безопасного использования банковских карт, фальшивые и повреждённые деньги, средства защиты российских банкнот, валюта. Естественно-научная грамотность (4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32 занятия): наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, овощами, мёдом, лесной землей, песком, глиной. Состав почвы, перегной. Состав и свойства древесины. Названия овощей, выделение среди овощей корнеплодов. Названия частей растений, виды корней, свойства корней. Представление о позвоночных животных. 3 класс Читательская грамотность (1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15 занятия): научно-познавательные тексты; основная мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная оценка прочитанного. Естественно-научная грамотность (2, 4, 6, 8, 10, 12, 14 занятия):особенности жизнедеятельности дождевых червей: кальций и его роль в организме человека,дрожжи, виды облаков, свойства мела, свойства мыла, восковые свечи, магнит и его свойства. Финансовая грамотность(18, 20, 22, 24, 26, 28, 30, 32 занятия): бюджет, уровни государственного бюджета, семейный бюджет, заработная плата, пенсия, дополнительные доходы 4 (выигрыш, клад, пособия). Обязательные, желаемые и непредвиденные расходы. Налоги. Экономия семейного бюджета. Математическая грамотность(19, 21, 23, 25, 27, 29, 31, 33 занятия): нахождение значений математических выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, решение задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость», чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками. 4 класс Читательская грамотность (занятия 1-8): научно-познавательные тексты; основная мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная оценка прочитанного. Естественно-научная грамотность (занятия 9-16): томат, болгарский перец, картофель, баклажаны, лук, капуста, горох, грибы. Работа с понятиями: многолетнее / однолетнее растение, части растений, условия и способы размножения, строение плодов, сроки посадки, возможности использования человеком. Финансовая грамотность(занятия 18-25): потребительская корзина, состав потребительской корзины, прожиточный минимум, минимальный размер оплаты труда, страхование и его виды, распродажа, акция, скидка, бонусы, кешбэк, страховые риски, благотворительность, благотворитель, благотворительный фонд. Математическая грамотность(занятия 26-33):нахождение значений математических выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость», сравнение различных вариантов покупок; нахождение размера скидки на товар, нахождение цены товара со скидкой; чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками, умение пользоваться калькулятором. 5 ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты изучения курса: – осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятие решений о семейном бюджете; – овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов; – осознавать личную ответственность за свои поступки; – уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях. Метапредметные результаты изучения курса: Познавательные: – осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования; – использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; – овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; – использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование; – ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; – делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации; – добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих; – перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты; – преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные: – проявлять познавательную и творческую инициативу; – принимать и сохранять учебную цель и задачу; – планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане; – контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение; – уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; – оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка. Коммуникативные: – адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи; – доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); – слушать и понимать речь других; – совместно договариваться о правилах работы в группе; – учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). 1 класс Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»: – способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»: – способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах; – способность проводить математические рассуждения; – способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказать явления; 6 – способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку. Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»: – понимание и правильное использование экономических терминов; – представление о роли денег в семье и обществе; – умение характеризовать виды и функции денег; – знание источников доходов и направлений расходов семьи; – умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет; – определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения; – проведение элементарных финансовых расчётов Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»: – способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов; – способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания. 2 класс Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»: – способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни; – способность различать тексты различных жанров и типов; – умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах; – умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов; – умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей. Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»: – способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах; – способность проводить математические рассуждения; – способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказать явления; – способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку. Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»: – понимание и правильное использование экономических терминов; – представление о банковских картах; – умение правильно обращаться с поврежденными деньгами; – представление о различных банковских услугах; – проведение элементарных финансовых расчётов. Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»: – способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов; – способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания. 3 класс Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»: – способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни; 7 – способность различать тексты различных жанров и типов; – умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах; – умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов; – умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей. Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»: – способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах; – способность проводить математические рассуждения; – способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления; – способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку. Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»: – понимание и правильное использование финансовых терминов; – представление о семейных расходах и доходах; – умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета; – представление о различных видах семейных доходов; – представление о различных видах семейных расходов; – представление о способах экономии семейного бюджета. Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»: – способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов; – способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания. 4 класс Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»: – способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни; – умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах; – умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов; – умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей. Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»: – способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов; – способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания. Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»: – способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах; – способность проводить математические рассуждения; – способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления; – способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку. Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»: – понимание и правильное использование финансовых терминов; 8 – представление о семейных расходах и доходах; – умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета; – представление о различных видах семейных доходов; – представление о различных видах семейных расходов; – представление о способах экономии семейного бюджета. ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Обучение ведется на безотметочной основе. Для оценки эффективностизанятий можно использовать следующие показатели: степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий; поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты; результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно; косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и др. 9 КАЛЕНДАРНО –ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС №п /п Наименование разделов и тем программы Кол- Контро Практ Виды во льные ическ деятельности часов работы ие работ ы 1.Блок «Читательская грамотность» 1 Виталий Бианки. 1 0 1 Лис и мышонок Игровая Виды, форма контроля Игра, практическая работа Электронные(циф ровые)образовател ьные ресурсы Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.r u 2 3 4 5 6 7 8 Русская народная 1 сказка. Мороз и заяц Владимир 1 Сутеев. Живые грибы Геннадий 1 Цыферов. Петушок и солнышко Михаил 1 Пляцковский. Урок дружбы Грузинская 1 сказка. Лев и заяц 0 Русская народная 1 сказка. Как лиса училась летать Евгений Пермяк. 1 Четыре брата 0 8 Итого по разделу 9 Про курочку 1 Рябу, золотые и простые яйца 10 Про козу, козлят 1 и капусту 11 12 Про петушка и жерновцы 1 Как петушок и курочки делили бобовые 1 1 0 1 0 1 0 1 0 1 0 1 1 0 1 0 1 0 0 1 1 Познавательная Беседа практическая работа НаучноВикторина познавательная практическая работа Игровая Игра практическая работа Познавательная Дискуссия практическая работа Деятельность Парная работа общения практическая работа Познавательная Беседа с обсуждением практическая работа Игровая Игра практическая работа Познавательная Игра практическ ая работа Учебная Беседа практическ ая работа Познавательна Парная я работа практическ ая работа Познавательна Работа в я группа практическ (РЭШ, https://fg.res h.edu.ru/); (http://skiv.instrao. ru/); (РЭШ, https://fg.re sh.edu.ru/); http://skiv.instrao.ru (РЭШ, https://fg.re sh.edu.ru/); (РЭШ, https://fg.re sh.edu.ru/); (РЭШ, https://fg.re sh.edu.ru/); http://skiv.instrao.r u (РЭШ, https://fg.re sh.edu.ru/); (РЭШ, https://fg.re sh.edu.ru/); (РЭШ, https://fg.re sh.edu.ru/); 10 13 14 зёрнышки Про наливные яблочки 1 Про Машу и трёх 1 медведей 0 0 1 1 Про старика, 1 0 1 старуху, волка и лисичку 16 Про медведя, 1 0 1 лису и мишкин мёд Итого по разделу 8 3.Блок «Финансовая грамотность» 17 За покупками 1 0 1 15 Учебная Игровая Познавательна я Учебная Игровая 18 Находчивый Колобок 1 0 1 Игровая 19 День рождения 1 Мухи-Цокотухи 0 1 Игровая Буратино и карманные деньги 1 0 Кот Василий продаёт молоко 1 Лесной банк 1 0 1 Как мужик и медведь прибыль делили 24 Как мужик золото менял Итого по разделу 25 Как Иванушка хотел попить водицы 1 0 1 1 0 1 8 1 0 1 20 21 22 23 26 Пятачок, Винни- 1 Пух и воздушный шарик 0 0 1 1 1 ая работа х Беседа практическ ая работа Игра Беседа с обсуждени ем Викторина практическ ая работа Игра практическ ая работа Квиз практическ ая работа Работа в группах Познавательная Работа в парах практическ ая работа Деятельность Игра общения практическ ая работа Познавательная Беседа практическ ая работа Познавательная Беседа с обсуждени ем Учебная Работа в парах НаучноПроведение познавательна опыта я практическа я работа Познавательна Работа в я парах (РЭШ, https://fg.re sh.edu.ru/); http://skiv.instrao.r u (РЭШ, https://fg.re sh.edu.ru/); (РЭШ, https://fg.re sh.edu.ru/); (РЭШ, https://fg.re sh.edu.ru/); http://skiv.instrao.ru (РЭШ, https://fg.re sh.edu.ru/); (РЭШ, https://fg.re sh.edu.ru/); (РЭШ, https://fg.re sh.edu.ru/); http://skiv.instrao.r u Портал (РЭШ, https://fg.re sh.edu.ru/); http://skiv.instrao.r u (РЭШ, https://fg.re sh.edu.ru/); Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.r u 27 Про репку и другие корнеплоды 1 0 1 Игровая Викторина практическа я работа (РЭШ, https://fg.re sh.edu.ru/); 11 28 Плывёт, плывёт кораблик 1 0 1 НаучноБеседа с познавательна обсуждение я м Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.r u 29 Про Снегурочку 1 и превращения воды 0 30 Как делили апельсин 1 0 1 31 Крошка Енот и 1 Тот, кто сидит в пруду 32 Иванова соль 1 0 1 33 Владимир 1 Сутеев. Яблоко. Итого по разделу ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 0 0 1 1 1 Игровая Проведение опыта практическа я работа НаучноБеседа познавательна практическа я я работа Игровая Игра практическа я работа Познавательна Игра я практическа я работа Игровая Игра практическа я работа (РЭШ, https://fg.re sh.edu.ru/); http://skiv.instrao.r u (РЭШ, https://fg.re sh.edu.ru/); (РЭШ, https://fg.re sh.edu.ru/); http://skiv.instrao.r u 9 33 12 КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 2 КЛАССА №п/ п Наименование разделов и тем программы Колво часо в Контр ольны е работ ы Практи ческие работы 1 Михаил Пришвин. Беличья память 1 0 1 Про беличьи запасы 1 3 Беличьи деньги 1 0 1 4 Про белочку и погоду 1 0 1 И. СоколовМикитов. В берлоге 1 Медвежье потомство 1 2 5 6 7 Повреждённые и 1 фальшивые деньги 0 0 1 1 1 0 1 Виды деятельности Сформировать установку на активное участие в решении практических задач, осознанием важности образования. Развить мотивацию к целенаправленно й социально значимой деятельности; стремление быть полезным. Проведение простых исследований и анализ их результатов. Развить интерес к сотрудничеству. Приобрести опыт успешного межличностного общения. Проведение простых исследований и анализ их результатов. Проведение простых исследований и анализ их результатов. Проведение простых исследований и анализ их результатов. Виды, форма контро ля Электронные ( цифровые) образовательные ресурсы Беседа, практичес кая работа (РЭШ, https://fg.r esh.edu.ru/); Викторин а практичес кая работа (http://skiv.instrao .ru/); Дискусси я http://skiv.instrao. ru Парная работа практичес кая работа Самостоя т. работа Беседа с обсужден ием практичес кая работа Мозговой штурм практичес кая работа (РЭШ, https://fg.r esh.edu.ru/); (РЭШ, https://fg.r esh.edu.ru/); (РЭШ, https://fg.r esh.edu.ru/); (РЭШ, https://fg.r esh.edu.ru/); 13 8 Лесные сладкоежки 1 0 1 9 Лев Толстой. Зайцы 1 0 1 Про зайчат и зайчиху 1 11 Банковская карта 1 0 1 12 Про Зайчишку и овощи 1 0 1 13 Николай Сладков. Весёлая игра 1 0 1 14 Лисьи забавы 1 0 1 10 15 Безопасность денег на банковской карте 1 0 0 1 1 Проведение простых исследований и анализ их результатов. Проведение простых исследований и анализ их результатов. Развивать активное участие в коллективных учебноисследовательск их, проектных и других творческих работах Выявлять и анализировать финансовую информацию.Пр оведение простых исследований и анализ их результатов. Проведение простых исследований и анализ их результатов. Развить интерес к сотрудничеству. Приобрести опыт успешного межличностного общения. Проведение простых исследований и анализ их результатов. Развить интерес к сотрудничеству. Приобрести опыт успешного межличностного общения. Квиз практичес кая работа Беседа практичес кая работа Работа в группах практичес кая работа Игра практичес кая работа http://skiv.instrao. ru (РЭШ, https://fg.r esh.edu.ru/); (РЭШ, https://fg.r esh.edu.ru/); http://skiv.instrao. ru Самост.ра http://skiv.instrao. бота ru Работа в паре практичес кая работа Беседа практичес кая работа Парная работа практичес кая работа http://skiv.instrao. ru (РЭШ, https://fg.r esh.edu.ru/); http://skiv.instrao. ru 14 16 Лисьи норы 1 0 1 17 Обыкновенные кроты 1 0 1 18 Про крота 1 0 1 19 20 21 Про кредиты 1 Корень – часть растения 1 Эдуард Шим. Тяжкий труд 1 0 0 0 1 1 1 Оценивать результаты своей деятельности. Развивать активное участие в коллективных учебноисследовательск их, проектных и других творческих работах Проведение простых исследований и анализ их результатов. Проведение простых исследований и анализ их результатов. Выявлять и анализировать финансовую информацию. Выдвижение идей и обсуждение различных способов проявления креативности. Оценивать результаты своей деятельности. Выдвижение идей и обсуждение различных способов проявления креативности: Развивать активное участие в коллективных учебноисследовательск их, проектных и Работа в группах практичес кая работа http://skiv.instrao. ru Беседа практичес кая работа http://skiv.instrao. ru Игра практичес кая работа (РЭШ, https://fg.r esh.edu.ru/); Игра практичес кая работа (РЭШ, https://fg.r esh.edu.ru/); Самост. работа Работа в группах практичес кая работа (РЭШ, https://fg.r esh.edu.ru/); http://skiv.instrao. ru 15 22 23 Про ежа Про вклады 1 1 0 0 1 1 24 Занимательные особенности яблока 1 0 1 25 Полевой хомяк 1 0 1 26 Про полевого хомяка 1 0 1 27 Ловушки для денег 1 0 1 других творческих работах Использовать информацию из текста для решения практической задачи Выявлять и анализировать финансовую информацию. Использовать информацию из текста для решения практической задачи. Оценивать результаты своей деятельности. Развить интерес к сотрудничеству. Приобрести опыт успешного межличностного общения. Использование полученных (из самих заданий) знаний для объяснения явлений. Оценивать результаты своей деятельности. Использование полученных (из самих заданий) знаний для объяснения явлений. Выявлять и анализировать финансовую информацию .Использовать информацию из текста для Беседа практичес кая работа (РЭШ, https://fg.r esh.edu.ru/); Игра практичес кая работа http://skiv.instrao. ru Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao. ru Парная работа практичес кая работа Беседа, игра Викторин а практичес кая работа Игра практичес кая работа http://skiv.instrao. ru (РЭШ, https://fg.r esh.edu.ru/); http://skiv.instrao. ru (РЭШ, https://fg.r esh.edu.ru/); 16 Про хомяка и его запасы 1 29 Про бобров 1 0 1 30 Бобрыстроители 1 0 1 31 Такие разные деньги 1 0 1 32 Материал для плотин 1 0 1 33, 34 Позвоночные животные 1 0 1 28 0 1 решения практической задачи. Оценивать результаты своей деятельности. Использование полученных (из самих заданий) знаний для объяснения явлений. Использование полученных (из самих заданий) знаний для объяснения явлений. Развить активное участие в коллективных учебноисследовательск их, проектных и других творческих работах. Выявлять и анализировать финансовую информацию. Использовать информацию из текста для решения практической задачи Развить интерес к сотрудничеству. Приобрести опыт успешного межличностного общения. Использовать информацию из текста для решения практической задачи. Оценивать Самост. работа Беседа практичес кая работа Работа в группе практичес кая работа (РЭШ, https://fg.r esh.edu.ru/); http://skiv.instrao. ru (РЭШ, https://fg.r esh.edu.ru/); Игра практичес кая работа http://skiv.instrao. ru Работа в паре практичес кая работа http://skiv.instrao. ru Беседа практичес кая работа (РЭШ, https://fg.r esh.edu.ru/); 17 результаты своей деятельности. КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 3 КЛАССА № п/п Наименование разделов и тем программы Кол- Контро Практи Виды во льные ческие деятельности часо работы работы в 1 Про дождевого червяка 1 0 1 2 Дождевые черви 1 0 1 3. Кальций 1 0 1 4. Полезный кальций 1 0 1 5. Сколько весит облако 1 0 1 6. Про облака 1 0 1 7. Хлеб – всему голова 1 0 1 8. Про хлеб и 1 0 1 Виды, форма контроля Электронные (цифровые) образователь ные ресурсы Сформировать установку на активное участие в решении задач, осознанием важности образования. Проведение простых исследований и анализ их результатов. Проведение простых исследований и анализ их результатов. Развить интерес к сотрудничеству. Приобрести опыт успешного межличностного общения. Беседа, практическая (РЭШ, https://fg. работа resh.edu.ru/) Проведение простых исследований и анализ их результатов. Проведение простых исследований и анализ их результатов. Проведение простых исследований и анализ их результатов. Проведение Самостоят. работа Викторина практическая (http://skiv.instra работа o.ru/); Дискуссия http://skiv.instrao практическая .ru работа Парная работа (РЭШ, https://fg. практическая resh.edu.ru/) работа (РЭШ, https://fg. resh.edu.ru/ Беседа с обсуждением (РЭШ, https://fg. практическая resh.edu.ru/) работа Беседа практическая (РЭШ, https://fg. работа resh.edu.ru/) Игра http://skiv.instrao 18 дрожжи 9 Про мел 1 0 1 10. Интересное 1 вещество – мел. 0 1 11. Про мыло 1 0 1 12. Чем интересно мыло и как оно «работает» 1 0 1 13 История свечи 1 0 1 14. Про свечи 1 0 1 15. Магнит 1 0 1 16. Волшебный магнит 1 0 1 простых исследований и анализ их результатов. Проведение простых исследований и анализ их результатов. Развивать активное участие в коллективных учебноисследовательских , проектных и других творческих работах практическая .ru работа Проведение простых исследований и анализ их результатов. Проведение простых исследований и анализ их результатов. Развить интерес к сотрудничеству. Приобрести опыт успешного межличностного общения. Проведение простых исследований и анализ их результатов. Развить интерес к сотрудничеству. Приобрести опыт успешного межличностного общения. Оценивать результаты своей деятельности. Развивать активное участие в коллективных Игра http://skiv.instrao практическая .ru работа Беседа практическая (РЭШ, https://fg. работа resh.edu.ru/); Работа в группах (РЭШ, https://fg. практическая resh.edu.ru/); работа Групповая http://skiv.instra работа o.ru практическая работа Работа в паре практическая (РЭШ, https://fg работа .resh.edu.ru/ Беседа практическая (РЭШ, https://fg. работа resh.edu.ru/) Парная http://skiv.instrao работа .ru практическая работа Работа в http://skiv.instra группах o.ru практическая 19 учебноработа исследовательских , проектных и других творческих работах 17. Проверочная работа 1 1 0 18. Что такое «бюджет» 1 0 1 19. Расходы и 1 доходы бюджета 0 1 20. Семейный бюджет 1 0 1 21. Планируем семейный бюджет 1 0 1 22. Откуда в семье 1 берутся деньги? Зарплата. 0 1 Выполнение заданий по заданной инструкции. Проведение простых исследований и анализ их результатов. Выявлять и анализировать финансовую информацию. Выдвижение идей и обсуждение различных способов проявления креативности. Оценивать результаты своей деятельности. Выдвижение идей и обсуждение различных способов проявления креативности. Развивать активное участие в коллективных учебноисследовательских , проектных и других творческих работах. Развитие интереса к сотрудничеству. Использовать информацию из текста для решения практической Самостоятел ьная работа http://skiv.instra o.ru Игра практическая (РЭШ, https://fg. работа resh.edu.ru/) Игра практическая (РЭШ, https://fg. работа resh.edu.ru/) Беседа практическая (РЭШ, https://fg. работа resh.edu.ru/) Работа в http://skiv.instra группах o.ru практическая работа Беседа практическая (РЭШ, https://fg. работа resh.edu.ru/) 20 23. Подсчитываем 1 семейный доход 0 1 24. Откуда в семье берутся деньги. Пенсия и социальные доходы. 1 0 1 25. Пенсия и пособия 1 0 1 26. Откуда в семье 1 берутся деньги? Наследство, клад, выигрыш. 0 1 27. Подсчитываем случайные нерегулярные доходы 0 1 1 задачи Выявлять и анализировать финансовую информацию. Использовать информацию из текста для решения практической задачи. Оценивать результаты своей деятельности. Развить интерес к сотрудничеству. Приобрести опыт успешного межличностного общения. Использование полученных (из самих заданий) знаний для объяснения значений данных понятий. Оценивать результаты своей деятельности. Развить интерес к сотрудничеству. Приобрести опыт успешного межличностного общения. Игра http://skiv.instrao практическая .ru работа http://skiv.instra o.ru Парная http://skiv.instra работа o.ru практическая работа Беседа, игра практическая (РЭШ, https://fg. работа resh.edu.ru/) Групповая работа http://skiv.instra o.ru Выявлять и Игра анализировать практическая (РЭШ, https://fg. финансовую работа resh.edu.ru/) информацию.Исп ользовать информацию из текста для решения практической задачи. Оценивать результаты своей деятельности. 21 28. На что тратятся 1 семейные деньги? 0 1 29. Подсчитываем расходы 1 0 1 30. На что тратятся 1 семейные деньги? Обязательные платежи. 0 1 31. Расходы на обязательные платежи. 1 0 1 32. Как сэкономить 1 семейные деньги? 0 1 0 1 Подсчитываем сэкономленные деньги 34. Проверочная работа Итого по разделу 33. ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 1 1 34 34 1 1 0 Использование полученных (из самих заданий) знаний для объяснения явлений. Выявлять и анализировать финансовую информацию. Использовать информацию из текста для решения практической задачи Развить интерес к сотрудничеству. Приобрести опыт успешного межличностного общения. Беседа практическая (РЭШ, https://fg. работа resh.edu.ru/) Использовать информацию из текста для решения практической задачи. Оценивать результаты своей деятельности. Выполнение действий по заданной инструкции Беседа http://skiv.instra практическая o.ru работа Игра http://skiv.instra практическая o.ru работа Работа в паре практическая (РЭШ, https://fg. работа resh.edu.ru/) Самостоятел ьная работа http://skiv.instra o.ru (РЭШ, https://fg. resh.edu.ru/) http://skiv.instra o.ru 22 КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 4 КЛАССА № п/п 1. Наименован Колие разделов во и тем часов программы Старинная 1 женская одежда Контро Практи Виды льные ческие деятельности работы работы 0 1 2. Старинные женские головные уборы 1 3. Старинная мужская одежда и головные уборы 1 4. Жилище крестьянской семьи на Руси 1 0 1 5. Внутреннее убранство и предметы обихода русской избы Внутреннее убранство и предметы обихода русской избы. История посуды на Руси 1 0 1 Какие деньги 6. 7. 8. 1 0 1 Сформировать установку на активное участие в решении практических задач, осознанием важности образования. Развить мотивацию к целенаправленной социально значимой деятельности; стремление быть полезным. Проведение простых исследований и анализ их результатов. Виды, форма контрол я Электронные (цифровые) образовательн ые ресурсы Беседа. Практическ (РЭШ, https://fg.res ая работа. h.edu.ru/); Викторина Практическ (http://skiv.instrao.r ая работа. u/); Дискуссия. Портал ИСРО Практическ РАО ая рабоата. http://skiv.instrao.ru Развить интерес к сотрудничеству. Приобрести опыт успешного межличностного общения. Проведение простых исследований и анализ их результатов. Парная работа. (РЭШ, https://fg.res Практическ h.edu.ru/); ая работа. Самостоят. работа (РЭШ, https://fg.res h.edu.ru/); 1 0 1 Проведение простых исследований и анализ их результатов. Беседа с обсуждение (РЭШ, https://fg.res м. h.edu.ru/); 1 0 1 Мозговой штурм (РЭШ, https://fg.res Практическ h.edu.ru/); ая работа 1 0 1 Проведение простых исследований и анализ их результатов. Проведение Квиз Портал ИСРО 23 были раньше в России 9 10. 11. Томат 1 Болгарский перец 1 Картофель 1 0 0 0 1 1 1 12. Баклажан. Семейство Паслёновые 1 0 1 13 Лук 1 0 1 14. Капуста 1 0 1 15. Горох 1 0 1 16. Грибы 1 0 1 простых исследований и анализ их результатов. Проведение простых исследований и анализ их результатов. Развивать активное участие в коллективных учебноисследовательских, проектных и других творческих работах Выявлять и анализировать финансовую информацию.Пров едение простых исследований и анализ их результатов. Проведение простых исследований и анализ их результатов. Развить интерес к сотрудничеству. Приобрести опыт успешного межличностного общения. Проведение простых исследований и анализ их результатов. Развить интерес к сотрудничеству. Приобрести опыт успешного межличностного общения. Оценивать результаты своей деятельности. Развивать активное участие в Практическ РАО ая работа http://skiv.instrao.ru Беседа. Работа в паре. Работа в группах (РЭШ, https://fg.res h.edu.ru/); (РЭШ, https://fg.res h.edu.ru/); Игра Портал ИСРО Практическ РАО ая работа http://skiv.instrao.ru Самост.раб РЭШ, https://fg.res ота h.edu.ru/); Работа в РЭШ, https://fg.res паре h.edu.ru/); Практическ ая работа Беседа Практическ (РЭШ, https://fg.res ая работа h.edu.ru/); Парная http://skiv.instrao.ru работа Практическ ая работа Работа в группах http://skiv.instrao.r 24 17. Творческая работа 1 0 1 18. Потребительска я корзина 1 0 1 19. Потребительска я корзина 1 0 1 20. Прожиточный минимум 1 0 21. Инфляция 1 0 1 22. Распродажи, скидки, бонусы 1 0 1 коллективных учебноисследовательских, проектных и других творческих работах Проведение простых исследований и анализ их результатов. Практическ u ая работа Проведение простых исследований и анализ их результатов. Выявлять и анализировать финансовую информацию.Выдв ижение идей и обсуждение различных способов проявления креативности. Оценивать результаты своей деятельности. Выдвижение идей и обсуждение различных способов проявления креативности: Развивать активное участие в коллективных учебноисследовательских, проектных и других творческих работах Игра Практическ (РЭШ, https://fg.res ая работа h.edu.ru/); Использовать информацию из текста для решения практической задачи Практическ Портал ИСРО ая работа. РАО http://skiv.instrao.r u Игра Практическ (РЭШ, https://fg.res ая работа h.edu.ru/); Самост. работа (РЭШ, https://fg.res h.edu.ru/); Работа в http://skiv.instrao.r группах u Практическ ая работа Беседа Портал Практическ Российской ая работа электронной школы (РЭШ, https://fg.res h.edu.ru/); 25 23. Распродажи, скидки, бонусы 1 0 1 24. Благотворитель ность 1 0 1 25. Страхование 1 0 1 26. В бассейне 1 0 1 27. Делаем ремонт 1 0 1 28. Делаем ремонт 1 0 1 Выявлять и анализировать финансовую информацию.Испо льзовать информацию из текста для решения практической задачи. Оценивать результаты своей деятельности. Развить интерес к сотрудничеству. Приобрести опыт успешного межличностного общения. Игра http://skiv.instrao.ru Практическ ая работа http://skiv.instrao.r Использование полученных (из самих заданий) знаний для объяснения явлений. Оценивать результаты своей деятельности. Использование полученных (из самих заданий) знаний для объяснения явлений. Выявлять и анализировать финансовую информацию.Испо льзовать информацию из текста для решения практической задачи. Оценивать результаты своей деятельности. Использование полученных (из самих заданий) Беседа, игра (РЭШ, https://fg.res Практическ h.edu.ru/); ая работа u Парная http://skiv.instrao.r работа u Практическ ая работа Викторина http://skiv.instrao.r Практическ u ая работа Игра Портал Практическ Российской ая работа электронной школы (РЭШ, https://fg.res h.edu.ru/); Самост. Работа (РЭШ, https://fg.res Практическ h.edu.ru/); 26 29. Праздничный торт 1 0 1 30. Обустраиваем участок 1 0 1 31. Поход в кино 1 0 1 32. Поход в кино 1 0 1 33. Отправляемся в путешествие 1 0 1 34. Составляем словарик по финансовой грамотности 1 0 1 Итого по разделу знаний для объяснения явлений. Использование полученных (из самих заданий) знаний для объяснения явлений. Развить активное участие в коллективных учебноисследовательских, проектных и других творческих работах. ая работа Выявлять и анализировать финансовую информацию.Испо льзовать информацию из текста для решения практической задачи Развить интерес к сотрудничеству. Приобрести опыт успешного межличностного общения. Использовать информацию из текста для решения практической задачи. Оценивать результаты своей деятельности. Выдвижение идей и обсуждение различных способов проявления креативности. Игра Портал ИСРО Практическ РАО ая работа Беседа. http://skiv.instrao.r Практическ u ая работа Работа в группе (РЭШ, https://fg.res Практическ h.edu.ru/); ая работа http://skiv.instrao.r u Работа в http://skiv.instrao.r паре. Игра u Практическ ая работа Беседа. Игра (РЭШ, https://fg.res Практическ h.edu.ru/) ая работа Игра http://skiv.instrao.r Практическ u ая работа 34 27 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Банк заданий по функциональной грамотности: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskayagramotnost/ Читательская грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/ Математическая грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/ Естественнонаучная грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/estestvennonauchnayagramotnost/ Глобальные компетенции: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/globalnye-kompetentsii/ Финансовая грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/finansovaya-gramotnost/ Креативное мышление: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/kreativnoe-myshlenie/ Открытые задания PISA: https://fioco.ru/примеры-задач-pisa Электронный банк заданий по функциональной грамотности: https://fg.resh.edu.ru/ Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий, представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке: https://resh.edu.ru/instruction Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности ФГБНУ ФИПИ: https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti Лаборатория функциональной грамотности: https://rosuchebnik.ru/material/laboratoriyafunktsionalnoy-gramotnosti/ Вебинар Колесниковой Н.Б., главного редактора издательства «Просвещение») Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности (платформа РЭШ) ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ. 1. Открытый банк заданий на сайте федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» 2. Открытый банк заданий на образовательной платформе «Российская электронная школа» (https://fg.resh.edu.ru/). 3.Открытые задания PISAна официальном сайте федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный институт качества образования». 4. Портал ФГБНУ ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ Технические средства обучения компьютер преподавателя, мультимедийный проектор, демонстрационный экран 28 29