РП ШК Практическое обществознание

1

1

2

Общая характеристика учебного предмета
Элективный учебный предмет «Практическое обществознание является предметно –
ориентированным, выступает в роли дополнения к содержанию курса «Обществознание».
В связи с модернизацией российского образования, проведением итоговой аттестации по
обществознанию в форме ЕГЭ у старшеклассников возникают определенные сложности в
освоении данной учебной дисциплины, достижения программного уровня подготовки.
Такого рода трудности испытывают прежде всего старшеклассники, изучающие
обществознание на базовом уровне – они не имеют достаточно учебного времени, чтобы
освоить весь комплекс необходимых предметных знаний и умений. Предмет направлен на
развитие образовательных компетенций, которые относятся к личности ученика и
формируются только в процессе выполнения им определенного комплекса действий.
Целью данного учебного предмета является формирование опыта практического
применения полученных знаний для решения заданий, проверяемых в рамках ЕГЭ.
Задачи элективного предмета: в ходе изучения элективного предмета учащиеся
смогут
- раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия курса
обществознания;
- формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и
аргументы по определенным проблемам;
- владеть научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приѐмами;
- анализировать и классифицировать социальную информацию;
- оценивать
различные суждения о социальных объектах с точки зрения
общественных наук;
- характеризовать с научных позиций социальные объекты;
- применять знания в процессе решения познавательных задач;
- усвоить алгоритм выполнения заданий различного типа КИМов ЕГЭ;
- анализировать информацию на основе метода критического мышления, анализа и
синтеза;
- обобщать, анализировать и оценивать информацию: теории, концепции, факты,
имеющие отношение к общественному развитию и роли личности в нѐм.
Содержание учебного предмета представляет собой поэтапное планирование
формирования личностных, предметных и метапредметных умений и навыков на
основе комплекса знаний, отражающих основные объекты изучения курса
«Обществознание»: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая
сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право.
Личностными результатами школьников, формируемыми при изучении
содержания элективного учебного предмета, являются:
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур;
- готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной
деятельности;
- навыки сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах
деятельности;
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей.
Метапредметными результатами школьников, формируемыми при изучении
содержания элективного учебного предмета, являются:
– владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем;
– способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения
практических задач, применению различных методов познания;

2

3

– готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации,
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников;
– владение навыками конспектирования, реферирования;
– умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий
(далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач.
Предметными результатами школьников, формируемыми при изучении
содержания элективного учебного предмета, являются:
– усвоение целостных представлений о мире и общей культуры обучающихся
путем освоения систематических научных знаний и способов действий на
метапредметной основе;
– развитие индивидуальных способностей обучающихся путем более глубокого,
чем это предусматривается базовым курсом, освоением основ наук, систематических
знаний и способов действий курса обществознания.
В
содержание курса входят формирование ключевых компетентностей,
социальных навыков, умений на основе системно-деятельностного подхода, который
обеспечивает формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному
образованию, активную учебно-познавательную деятельность обучающихся.

Содержание элективного предмета в 10 классе включает в себя введение,
четыре раздела («Человек» (7ч.), «Общество как сложная динамическая система»
(7ч.); «Познание» (5 ч.); «Социальные отношения» (10ч.) и итоговое обобщение
(2ч.).
Содержание элективного предмета в 11 классе включает в себя введение, три
раздела («Экономика» (9ч.), «Политика» (10 ч.), «Право» (13ч.)) и итоговое
обобщение (2ч.).
В процессе обучения педагогу необходимо определиться с учебником или учебным
пособием, которое поможет учащимся в освоении программы. В рекомендованном списке
- учебник под редакцией Л. Н. Боголюбова для 10 и 11 классов (профильный уровень), а
также новые учебники под редакцией А.И. Кравченко, Е.Н. Салыгиной, Ю.Г. Салыгина
«Обществознание» и др. (см. список литературы ниже). Для 11 класса рекомендуется
использовать учебник Л.В. Полякова, В.В. Федорова и др. «Глобальный мир в XXI веке»
(11 кл.), ресурсы Интернета, аудиовизуальные средства.
Место предмета в базисном учебном плане
Программа элективного учебного предмета «Практическое обществознание»
рассчитана на 34 учебных часа в 10 классе и 34 учебных часа в 11 классе. В случае
необходимости программа может быть сокращена и использоваться только для учащихся
11 класса.
Основные формы и методы работы.
Методика преподавания предмета ориентирована на практикоориентированные
виды
учебной
деятельности,
высокий
уровень
самостоятельной
работы
старшеклассников.
Основные типы уроков – практические занятия, тренинги, самостоятельная работа.
Практические занятия предполагают четкую ориентацию на использование КИМов
ФИПИ (электронных и печатных изданий), различных типов заданий КИМов ЕГЭ с целью
отработки предметных навыков и умений. Уроки-практикумы, тренинги, самостоятельная
работа планируются на основе работы с текстами, документами, выполнения заданий по
решению проблемных задач, составлению сложного плана, завершение таблиц, схем,
написание и анализ эссе и др.
Наиболее сложные, важные темы (например, первые установочные занятия) могут
быть изучены в ходе проведения школьных лекций: лекций-диалогов, лекций с
элементами практических упражнений, дискуссий, с использованием активных,

3

4

интерактивных методов (работа в малых группах, анализ документов, текстов, кейсов,
написание эссе и др.)
Важным условием эффективности учебного процесса является использование
мультимедийных средств обучения, использованию в учебной практике интернетресурсов.
Особое внимание должно быть уделено организации самостоятельной работы
старшеклассников.
Самостоятельные, тренировочные и практические работы, выполняемые
учащимися.
Не менее 40% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся,
позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности.
Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:
- работу с различными неадаптированными источниками социальной информации,
включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);
- критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации,
отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений; формулирование на
этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
- анализ явлений и событий, происходящих в современной социальной жизни, с
применением методов социального познания;
- решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные
проблемы социально-гуманитарного знания;
- участие в обучающих играх, тренингах, моделирующих ситуации из реальной
жизни;
- участие в дискуссиях, дебатах по актуальным социальным проблемам, отстаивание
и аргументацию своей позиции; оппонирование иному мнению;
- осуществление учебно-исследовательских работ по социальной проблематике;
- конспектирование, подготовку рефератов, освоение приемов оформления
результатов исследования актуальных социальных проблем.
Диагностика и контроль.
Формы диагностики и контроля должны обеспечивать оценку динамики
индивидуальных достижений обучающихся в процессе освоения учебной программы и
предусматривают использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих
друг друга - письменные и устные работы, тесты, практические и творческие работы,
проекты, самоанализ и самооценка, наблюдения.
Одной из обязательных форм контроля освоения курса является выполнение
учащимся письменных работ на основе демонстрационных материалов КИМ текущего
учебного года.
Учитывая необходимость развития у обучающихся компетентности в области
использования информационно-коммуникационных технологий, учащимся можно
предложить формирование электронного Портфолио ученика1.
Портфолио позволит поддерживать высокую учебную мотивацию школьников,
развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся,
формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную
учебную деятельность. Не менее важная цель портфолио - представить отчет по процессу
образования подростка, увидеть "картину" значимых образовательных результатов в
целом.
Старшеклассникам можно предложить выбрать тему (проблему) и выполнить
индивидуальный проект.
Результаты обучения
Программа элективного предмета «Практическое обществознание» создает
школьникам условия для расширения необходимых знаний, умений и навыков,
необходимых при сдаче ЕГЭ по обществознанию и определены в разделе «Требования к

4

5

уровню подготовки выпускников».
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. 10 класс.
Введение. Специфика курса обществознания - 3 ч.
Нормативное обеспечение ЕГЭ по обществознанию: демоверсия, кодификатор,
спецификация. Общая характеристика заданий ЕГЭ по обществознанию. Печатные и
электронные образовательные ресурсы для самоподготовки.
Типология заданий с кратким ответом (часть А). Типология заданий части В.
Задания на завершение схем, таблиц. Задания на установление соответствия позиций двух
рядов. Задания на выбор позиций из приведенного перечня. Работа с понятиями. Словарь
по обществознанию. – 1ч.

1

См. виды Портфолио, требования и критерии оценки в разделе «Методические рекомендации»

Анализ текста по обществознанию. Характеристика текста по обществознанию.
Характеристика заданий С1-С4. Анализ критериев оценивания. Алгоритм работы с
текстом. Развитие навыков конспектирования и реферирования.
Составление сложного плана развернутого ответа по заданной теме. Анализ
критериев оценивания. Алгоритм составления сложного плана. – 1ч.
Эссе по обществознанию. Эссе по обществознанию как творческая работа ученика.
Структура эссе и роль критериев оценивания из демоверсии КИМов. Выбор темы. Роль
адекватного понимания проблемы (темы) и смысла высказывания. Соответствие
содержания эссе заявленной теме. Алгоритм написания эссе. Формулирование
аргументов. Формулирование выводов. – 1ч.
Раздел 1. Человек (7 ч.)
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Индивид,
индивидуальность, личность. Структура личности. Социализация. Этапы. Духовный мир
человека. Структура духовного мира. – 1 ч.
Мировоззрение, его место в духовном мире человека. Типы мировоззрения. – 1 ч.
Мышление. Типы мышления. Деятельность. Основные компоненты деятельности.
Виды деятельности. Игра. Общение. Учение. Труд. Основные классификации
деятельности. – 2 ч.
Социальные взаимодействия. Поведение. Виды социального поведения. Свобода и
ответственность личности. Свобода как условие самореализации личности. Выбор в
условиях альтернативы и ответственность за его последствия. – 1 ч.
Практические занятия - 2 ч.
Раздел 2. Общество как сложная динамическая система (7 ч.)
Общество как сложная система: элементы и подсистемы. Понятие о социальных
институтах, нормах, процессах. Основные институты общества. - 1 ч.
Общество и природа. Противоречивость воздействия людей на природную среду.
Феномен «второй природы». - 1 ч.
Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы
социального изменения. Понятие общественного прогресса, его противоречивость.
Цивилизация, формация. Традиционное (аграрное) общество. Индустриальное общество.
Постиндустриальное (информационное) общество. - 1 ч.
Понятие культуры. Культура материальная и духовная. Элитарная, народная,
массовая культура. Мораль. Искусство. Религия.- 2 ч.
Практические занятия - 2 ч.
Раздел 3. Познание (5 ч.)

5

6

Процесс познания. Формы познания: чувственное и рациональное. Виды. Проблема
познаваемости мира.- 1 ч.
Истинное и ложное. Истина и ее критерии. Относительность истины. - 1 ч.
Научное познание. Уровни научного познания. Формы, методы научного познания.
Социальные науки, их классификация. Социальное и гуманитарное знание. Особенности
социального познания. Самопознание, его формы. Самооценка личности.- 1 ч.
Практические занятия - 2 ч.
Раздел 4. Социальные отношения (10 ч.)
Социальная структура и социальные отношения. Социальная стратификация,
неравенство. Социальная мобильность. Виды мобильности. Социальные лифты.
Социальный статус. Социальная роль. – 1 ч.
Социальные группы, их типы. - 1 ч.
Молодежь как социальная группа. Социально-психологические качества молодежи.
Признаки неформальных молодежных групп. - 1 ч.
Этнические общности. Теории
происхождения этносов. Виды этнических
общностей.
Межнациональные отношения. Основные тенденции развития наций.
Причины межнациональных конфликтов. Типы межнациональных конфликтов. - 1 ч.
Социальный конфликт. Концепции сущности конфликтов. Виды социальных
конфликтов. Основные тенденции развития социальной структуры современного
российского общества. - 1 ч.
Социальные нормы. Основные характеристики. Социальный контроль. Методы
социального контроля. - 1 ч.
Семья и брак как социальные институты. Функции семьи. Классификация семьи.
Демографическая и семейная политика в Российской Федерации. Демографическая
система общества. Основные направления демографической политики государства- 1 ч.
Практические занятия – 3 ч.
Раздел 5. Заключение. (2 ч.)
Выполнение заданий всех типов. Работа с бланками.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. 11 класс.
Раздел 1. Экономика (9 ч.)
Введение. Особенности программного материала и его отражение в КИМах ЕГЭ.
Современная экономика. Рыночные отношения в современной экономике.
Экономика и экономическая наука. Экономические системы. Рынок и рыночные
структуры. Рыночный механизм. Рынки сырья и материалов, товаров и услуг, капиталов,
труда, их специфика – 1 ч.
Спрос и предложение. Конкуренция. Закон спроса. Факторы спроса. Закон
предложения. Факторы предложения. Совершенная и несовершенная конкуренция.
Особенности современной экономики России. Политика защиты конкуренции и
антимонопольное законодательство. Естественные монополии, их роль и значение в
экономике России – 1 ч.
Экономика предприятия. Факторы производства и факторные доходы. Постоянные и
переменные издержки. Основные источники финансирования бизнеса – 1 ч.
Финансовые институты. Банковская система. Банковская система. Роль ЦБ в
банковской системе России. Ценные бумаги: акции, облигации и другие ценные бумаги–1ч.
Инфляция и безработица. Виды, причины и последствия инфляции. Рынок труда.
Безработица и государственная политика в области занятости в России. – 1 ч.
Роль государства в экономике. Роль государства в экономике. Налоговая система в
РФ. Виды налогов. Функции налогов. Основы денежной и бюджетной политики
государства.
Кредитно-финансовая
политика.
Государственный
бюджет.

6

7

Государственный долг. – 1 ч.
Экономический рост и развитие. Понятие ВВП. Экономическая деятельность и ее
измерители. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Экономические циклы. – 1 ч.
Практические занятия – 2 ч.
Раздел 2. Политика (10ч.)
Политика и власть (2 ч.)
Власть и политика. Понятие власти. Типология властных отношений. Легитимация
власти. Политика. Особенности политического регулирования общественных отношений.
Политическая система, еѐ структура и функции. Понятие о политических институтах,
нормах, коммуникации, процессах. Типология политических систем.
Понятие политической культуры. Типы политической культуры. – 1ч.
Политический процесс, его формы. Развитие политических систем, его пути.
Особенности политического процесса в современной России.
Политический конфликт, понятие, структура. Причины политических конфликтов.
Виды, пути и механизмы урегулирования. – 1ч.
Государство в политической системе (2 ч.)
Государство в политической системе. Его признаки, функции. Понятие
суверенитета. Формы правления (монархия, республика), формы государственнотерриториального устройства (унитаризм, федерализм). Органы государственной власти
РФ. Федеративное устройство России. – 1ч.
Политический режим. Типы политических режимов. Тоталитаризм, авторитаризм,
демократия; их характерные черты и признаки. – 1ч.
Гражданское общество и его институты (3 час)
Гражданское общество, его отличительные признаки. Основы гражданского
общества. Общественный контроль за деятельностью институтов публичной власти.
Правовое государство: понятие, признаки. – 1ч.
Политические партии и движения. Типология политических партий. Их признаки и
функции. Становление многопартийности в России, особенности российских
политических партий. Политическая идеология, ее роль в обществе. Основные идейнополитические системы, их ценности.
Выборы в демократическом обществе. Типы избирательных систем: мажоритарная,
пропорциональная, смешанная. Избирательная кампания. – 1ч.
Место и роль СМИ в политической жизни. Типы информации, распространяемой
СМИ. Влияние СМИ на позиции избирателя во время предвыборных кампаний. СМИ и их
роль в формировании политической культуры. – 1ч.
Личность в политической жизни (2 ч.)
Политическое участие граждан, его формы, характер. Политические роли человека.
Абсентеизм – форма отклоняющегося электорального поведения. Политическая
социализация личности. Политическая психология и политическое поведение. – 1ч.
Политическая элита. Типология элит. Особенности формирования политической
элиты в современной России.
Политическое лидерство. Типология лидерства. Имидж политического лидера, его
создание и поддержание в общественном сознании. – 1ч.
Практическое занятие – 1 ч.
Раздел 3. Право (13 ч.)
Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий
процесс. – 1ч.
Понятие и виды юридической ответственности. Правоохранительные органы.
Судебная система. - 1ч.
Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ. Местное самоуправление в

7

8

системе власти РФ. Законодательство РФ о выборах. – 1ч.
Гражданское право. Субъекты гражданского права. Имущественные и
неимуществен-ные права. Гражданские правоотношения. Сделки, обязательство,
договоры. – 1ч.
Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской
деятельности. Понятие предпринимательства. Формы предпринимательства. Индивидуальное предпринимательство. Юридические лица: понятие и виды. Хозяйственное
товарищество. Хозяйственное общество. Производственный кооператив. Унитарное
предприятие. – 1ч.
Гражданство РФ. Принципы, способы приобретения и прекращения гражданства.
Правовой статус гражданина РФ. Права и обязанности налогоплательщика. – 1ч.
Споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского
процесса. – 1ч.
Трудовое право. Понятие трудовых правоотношений. Правовой статус субъектов
трудового права. Порядок приема на работу. Порядок заключения и расторжения
трудового договора. - 1ч.
Семейное право. Правовое регулирование отношений супругов. Порядок и
условия заключения и расторжения брака. - 1ч.
Административное право. Особенности административной юрисдикции. – 1ч.
Уголовное и уголовно-процессуальное право. Особенности уголовного
процесса.
Состав участников. Стадии уголовного процесса.–
1ч. Практические занятия – 2 ч.

1

2

3

4
5
6-7

тренинг

проект

самостоятельн
ая работа

практикум

СОДЕРЖАНИЕ

всег
о
урок
ов

лекция

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
элективного учебного предмета «Практическое обществознание». 10 кл.
форма
контроля

Введение. Специфика курса
обществознания. Общая
характеристика заданий ЕГЭ
по обществознанию.
Специфика курса обществознания.
Анализ текста по
обществознанию. Составление
плана развернутого ответа.
Специфика курса
обществознания. Эссе по
обществознанию.

1

1

участие в
обсуждении

1

1

участие в
обсуждении,

Человек как результат
биологической и социальной
эволюции.
Мировоззрение.
Типы мировоззрения.
Мышление и деятельность

1

1

1

1

2

1

тестирование

1

участие в
обсуждении,

1

оценивание
эссе
тестирование,
оценивание
эссе
тестирование

1

тестирование,
оценивание
сложных
планов

8

9

8
9

10
11

12

Социальные
взаимодействия.
Конспектирование
текста.
Практическое занятие.
Решение
заданий с выбором ответа и заданий
с кратким ответом.
Практическое занятие.
Технология написания эссе.
Общество как сложная система.

Общество и природа.

1

оценивание
конспекта

1

1

1

тестирование

1

1

оценивание
эссе

1

1

1

1

тестирование,
оценивание
конспекта,
планов
тестирование,
оценивание

конспекта,
плано

9

10

Многовариантность общественного
развития.
Понятие культуры.

1

1

2

1

16

Практическое занятие. Решение
заданий разных типов.

1

1

17

Практическое занятие. Решение
заданий разных типов.
Процесс познания.
Истина и ее критерии.
Научное познание.
Практическое занятие. Решение
заданий разных типов.
Практическое занятие. Решение
заданий разных типов.
Социальная стратификация и
социальная мобильность.
Социальные группы, их типы.
Молодежь как социальная группа.

1

1

Этнические общности.
Социальный конфликт.
Социальные нормы и социальный
контроль.
Семья и брак как социальные
институты.
Практическое занятие. Решение
заданий разных типов.
Практическое занятие. Решение
заданий разных типов.
Практическое занятие. Решение
заданий разных типов.
Итоговые занятия
Всего:

1
1
1

13
14-15

18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33-34

1
1
1
1

тестировани
е
тестирование,
оценивание
конспекта

1

оценивание

конспекта,
плана
тестирование

1
1

тестирование
тестирование
тестирование

1
1

1

тестирование
тестирование

1

1

1

тестирование

1
1

1

тестирование

оценивание

1

конспекта
тестирование

1
1
1

1

тестирование

1

1

оценивание
эссе

1

1

тестирование

1

2
34

тестирование

оценивание
эссе

1

1

тестирование

1

1

тестирование

1

2

Введение. Современная
экономика. Рыночные отношения в
современной экономике.
Спрос и предложение. Конкуренция.

1

1

тренинг

проект

самостоятельн
ая работа

практикум

СОДЕРЖАНИЕ

всег
о
урок
ов

лекция

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
элективного учебного предмета «Практическое обществознание». 11 кл.

1

1

форма
контроля

тестирование

тестирование,
оценивание
конспекта

10

11

3

Экономика предприятия.

1

1

4

1

1

5

Финансовые институты. Банковская
система.
Инфляция и безработица.

1

1

тестирование

6

Роль государства в экономике.

1

1

7

Экономический рост и развитие.
Понятие ВВП.
Практическое занятие. Решение
заданий разных типов.
Практическое занятие. Решение
заданий разных типов.
Власть и политика.

1

тестирование,
оценивание
сложных
планов
тестирование

8
9
10

1

тестирование

1

тестирование

1

тестирование
оценивание
эссе
тестирование

11

Политический процесс, его формы.

12

Государство в политической системе.

13

Политический режим.

1

тестирование

14

Гражданское общество и
правовое государство.

1

тестирование,
оценивание
планов

15

Политические партии и движения.
Политическая идеология.
Место и роль СМИ в политической
жизни.

1

тестирование

1

Политическое участие граждан.
Политическая социализация
Политическая элита
Политическое лидерство
Практическое
занятие.
Решение
заданий разных типов.
Право в системе социальных норм
права. Система российского права.
Законотворческий процесс
Понятие и виды юридической
ответственности.
Правоохранительные органы.
Судебная система
Конституция РФ. Основы
конституционного строя РФ.
Законодательство РФ о выборах.
Гражданское право. Субъекты
гражданского права Имущественные
и неимущественные права.
Организационно-правовые формы и
правовой режим предприниматель-

1

оценивание
конспекта,
плана
тестирование

1

тестирование

1

тестирование

16
17
18
19
20

21

22

23

24

1

тестирование

1

1

тестирование

1

тестирование

1

тестирование

1

тестирование

1

тестирование

11

12

25
26

27

28

29

30

31
32
33-34

ской деятельности.
Гражданство РФ. Права и
обязанности налогоплательщика.
Споры, порядок их рассмотрения.
Основные правила и принципы
гражданского процесса
Трудовое право. Порядок приема на
работу. Порядок заключения и
расторжения трудового договора.
Семейное право. Правовое
регулирование отношений супругов.
Порядок и условия заключения и
расторжения брака
Административное право.
Особенности административной
юрисдикции.
Уголовное и уголовнопроцессуальное право. Особенности
уголовного процесса.
Практическое занятие. Решение
заданий разных типов.
Практическое занятие. Решение
заданий разных типов.
Итоговые занятия
Всего:

2
34

1

оценивание

1

тестирование

1

тестирование

1

тестирование

конспекта

1

тестирование

1

тестирование

1

оценивание
эссе

1

тестирование

1

1

тестирование

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ.
В результате изучения элективного предмета учащиеся смогут
Знать и понимать
1.1 биосоциальную сущность человека
1.2 основные этапы и факторы социализации личности
1.3 место и роль человека в системе общественных отношений
1.4 закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы
1.5 тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также
важнейших социальных институтов
1.6 основные социальные институты и процессы
1.7 необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм,
механизмы правового регулирования
1.8 особенности социально-гуманитарного познания
Уметь
2.1 характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления,
процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы
2.2 анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие
черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и
признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и
понятиями
2.3 объяснять внутренние и внешние связи изученных социальных объектов
2.4 раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социальноэкономических и гуманитарных наук
2.5 осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых
системах (текст, схема, таблица, диаграмма); извлекать из неадаптированных

12

13

оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по
заданным темам;
систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную
информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы
2.6 оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы,
организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности
2.7 формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные
суждения и аргументы по определенным проблемам
2.8 подготавливать рецензию, реферат, творческую работу
2.9 применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения
познавательных задач по актуальным социальным проблемам
Использовать приобретенные знания и умения для
3.1 самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия
собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в
межличностном общении и массовой коммуникации
3.2 оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических
ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации
3.3 решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Содержание.
1. Виды диагностики и контроля знаний и умений учащихся.
1.1. Оценивание выполнения тестов текущего и итогового контроля;
1.2. Оценивание портфолио.
1.3. Критерии оценивания эссе.
2. Алгоритмы и памятки.
2.1. Памятка «Как работать с диаграммами».
2.2. Алгоритм выполнения и модели заданий типа С7. Памятка для решения
познавательных задач.
2.3. Памятка «Как написать сложный план (С8)».
2.4. Памятка «Как написать эссе (С9)».
1. Виды диагностики и контроля знаний и умений учащихся.
Что оценивается (какой вид учебной деятельности)? Оцениваются выполненные
старшеклассниками практические (письменные) и творческие работы, устные ответы,
участие в обсуждении, дискуссии, выполненные индивидуальные проекты, наблюдения,
домашняя работа.
В какой форме выражается оценивание?
Виды оценивания:
- отметка;
- накопительная система (портфолио);
- самооценка.
1.1. Оценивание выполнения тестов текущего и итогового контроля
Оценивание итогов текущего (поурочного) контроля в виде тестирования зависит от
количества тестов и типов заданий.
Если заданий не много, например, 6-10, то учитель может сам разработать шкалу
оценки и обязательно сообщить ее учащимся. В такой вариант контроля можно включить
4-6 заданий по типу части «А» и 2-3 – по типу части «В». В таком случае шкала перевода
баллов в пятибалльную систему может выглядеть так:

13

14

«2» - 1-2 задания
«3» - не менее 3-4 заданий
«4» - не менее 5 заданий
«5» - 6 заданий
Для оценивания выполнения тестов итогового контроля также используется шкала
перевода баллов в отметку. За 40-45 минут старшеклассники могут выполнить 22-25
тестовых заданий разного типа, но заданий из части С (высокого и повышенного уровня
сложности) не может быть более 2-3. Так, если заданий 24, то следует помнить, что менее
50% выполненных заданий оценивается на «2», и шкала перевода баллов в пятибалльную
систему может выглядеть следующим образом:
«2» - 1-12 заданий
«3» - 13-16 заданий
«4» - 17-20 заданий
«5» - 21-24 задания
1.2. Оценивание портфолио: портфолио работ ученика и проблемно-исследовательский
портфолио.
Портфолио ученика – сфера ответственности самого старшеклассника – все
необходимые материалы он собирает и оформляет сам. Старшеклассники могут выбрать
одну из двух форм портфолио: портфолио работ ученика (рефлексивный портфолио) и
проблемно-исследовательский портфолио. Можно вести обе формы. Автор может
хранить в портфолио все, что считает свидетельством собственных усилий в изучении
материала, прогресса или достижений по данной теме (разделу, предмету в целом).
Первый вид - Портфолио работ ученика.
Вариант оформления портфолио работ ученика.
1. Фамилия, имя, отчество
2. № школы, класс
3. Сведения о прохождении элективного учебного курса (таблица ниже)
4. Приложение (рабочие листы с текстами учебных работ, тетрадь для творческих работ,
выполненные тесты, рефераты и др.)
Сведения о прохождении элективного учебного курса
№

№
1
2
3
4
5
6
7
8

Дата

Дата
5.09
12.09
19.09
26.09
3.10
10.10
17.10
24.10

вид учебного мероприятия
Пример заполнения
вид учебного мероприятия
тестирование
анализ текста и конспектирование
анализ текста и составление плана
тестирование
эссе
домашнее задание, реферирование
участие в дискуссии
контрольная работа
…

итоговая оценка

итоговая
оценка
5
4
4
5
4
5
4
5

Второй вид портфолио, который могут исследовательский, связанный с
написание выбрать учащиеся, докладов, реферата,— проблемно-эссе, проектов,

14

15

накоплением учебных ресурсов. Он представляет собой набор материалов по
определенным рубрикам, например:
- тематические подборки - статьи, выдержки из статей, материалы СМИ, Интернет
для построения аргументации по обществоведческим темам;
- таблицы, схемы;
- дневники (политический, экономический и т.п.);
- список литературы, ресурсы Интернет для изучения определенных тем; факты, цифры, статистика;
- список литературы, ресурсы Интернет для написания письменной работы; варианты названий реферата (доклада, сообщения);
- материалы для участия в дискуссии, дискуссионные точки зрения; планы исследования, наблюдения;
- цитаты, афоризмы;
- результаты исследования;
- выводы по результатам исследования; словарь.
Портфолио ученика элективного предмета представляет собой собрание различных
учебных, творческих, проектных работ старшеклассников, статистики оценивания,
которые сохраняются в компьютере учителя. В случае отсутствия возможности
ведения электронного варианта портфолио может оформляться в виде файловой папки
ученика с приложением его работ (накапливаются в течение года), представленных в виде
статистики оценок письменных работ, текстов, электронных версий, хранится в кабинете в
свободном доступе для старшеклассников.
Критерии оценки портфолио должны быть сообщены старшеклассникам заранее и
мотивировать их для учебной деятельности. Критерии оценки портфолио: по количеству
выполненных заданий, по степени их трудности, по уровню самостоятельности учащихся
(степень помощи учителя-тьютора), по степени использования дополнительной
литературы и другие.
1.3. Критерии оценивания эссе.
В 2012-2013 учебном году критерии оценки эссе вновь изменились: разработчики
выделили отдельно критерий К2 - характер и уровень теоретической аргументации и К3 качество фактической аргументации. Кроме того, введено условие снижению оценки по
критерию К2 на 1 балл в случае наличия ошибочных с точки зрения научного
обществознания положений.
Среди критериев, по которым оценивается выполнение задания С9, критерий К1
является определяющим. Если выпускник в принципе не раскрыл (или раскрыл неверно)
смысл высказывания, не обозначил поставленную автором проблему (выдвинутую тему), и
эксперт выставил по критерию К1 0 баллов, то ответ дальше не проверяется. По
остальным критериям (К2–К3) в протокол проверки заданий с развѐрнутым ответом
выставляется 0 баллов.
№

Критерии оценивания ответа на задание С9

К1

Раскрытие смысла высказывания
Смысл высказывания раскрыт.
ИЛИ Содержание ответа даѐт представление о его понимании
Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не даѐт
представления о его понимании
Характер и уровень теоретической аргументации
Наличие ошибочных с точки зрения научного обществознания
положений ведѐт к снижению оценки по этому критерию на 1 балл

К2

Баллы

1
0

15

16

К3

Избранная тема раскрывается с опорой на соответствующие
понятия, теоретические положения и выводы
Приводятся отдельные относящиеся к теме, но не связанные между
собой и другими компонентами аргументации понятия или
положения
Аргументация на теоретическом уровне отсутствует (смысл
ключевых понятий не объяснѐн; теоретические положения,
выводы отсутствуют).
ИЛИ Используются понятия, положения и выводы, не связанные
непосредственно с раскрываемой темой
Качество фактической аргументации

2

Факты и примеры почерпнуты из различных источников:
используются сообщения СМИ, материалы учебных предметов
(истории, литературы, географии), факты личного социального
опыта и собственные наблюдения
Фактическая аргументация дана с опорой только на личный
социальный опыт и житейские представления
Фактическая аргументация отсутствует.
ИЛИ Приведѐнные факты не соответствуют обосновываемому
тезису
Максимальный балл

2

1

0

1
0

5

АЛГОРИТМЫ.
2.1. Памятка «КАК РАБОТАТЬ С ДИАГРАММАМИ»
1. Рассмотри диаграмму: найди изображение, легенду и числа. Любая диаграмма состоит из
двух взаимосвязанных частей — изображения с заштрихованными сегментами (или столбцами) и
пояснения, называемого легендой диаграммы.
Рядом с каждым заштрихованным сегментом (или столбцом) поставлено число,
означающее, какой процент людей, отвечавших на вопрос, выбрали этот вариант ответа. В
легенде диаграммы объясняется, какому варианту ответа на вопрос соответствует каждый
сегмент (столбец) диаграммы.
2. Внимательно изучи диаграмму:
- проанализируй сам вопрос, на который респондентам предлагалось ответить;
- прочитай легенду диаграммы, соотнеси ее с соответствующими сегментами (столбцами);
- установи, сколько опрошенных выбрали каждый вариант ответа;
- лучше – на черновике запиши соответствующее число рядом с каждой позицией легенды.
3. Выполни задание - выбери единственную верную из предложенных четырех альтернатив.
2.2. Алгоритм выполнения и модели заданий типа С7
Задание С7 проверяет умение решать познавательные и практические задачи,
отражающие типичные социальные ситуации. Это задание высокого уровня сложности.
Оно требует применения усвоенных знаний в конкретной ситуации, в контексте
определенной проблемы. За полное и правильное выполнение задания выставляется 3
балла. При неполном правильном ответе – 2 или 1 балл.
Познавательная задача имеет определенную структуру: условие (проблемная
ситуация, социальный факт, статистические данные, проблемное высказывание и т.п.) и
требование (вопрос или система вопросов, какое-либо указание по интерпретации
условия).
Авторский коллектив под руководством Л.Н. Боголюбова предлагает такую памятку
при выполнении заданий С7.

16

17

ПАМЯТКА ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ
1) Внимательно ознакомьтесь с условием задачи и запомните вопрос. В случае
необходимости уточните значение непонятных терминов с помощью словарей,
справочников или учебника.
2) Соотнесите вопросы или предписания, сформулированные в задаче, с ее условием:
- определите, какая полезная для решения задачи информация содержится в условии;
- подумайте, не противоречат ли друг другу данные условия задачи (именно противоречие
данных может подсказать путь решения).
3) Подумайте, какие дополнительные знания следует привлечь для решения задачи, к
каким источникам обратиться:
- выявите область знаний, в контексте которой поставлен вопрос (требование) задачи;
- сократите эту область до конкретной проблемы, информацию но которой необходимо
вспомнить;
- соотнесите эту информацию с данными условия задачи.
4) Наметьте предполагаемый ответ в соответствии с вопросом или предписанием.
5) Продумайте аргументы, подкрепляющие каждый этап вашего решения.
6) Убедитесь в правильности полученного вами ответа:
 соответствует ли ответ существу вопроса (предписания) задачи;
 если в задаче дано несколько вопросов, то дан ли ответ на каждый низ них;
 нет ли противоречий между вашими аргументами;
 нет ли в условии задачи данных, противоречащих предлагаемому вами решению;
 можно ли считать предложенный путь решения задачи единственно возможным;
 не следуют ли из условия задачи какие-либо другие выводы помимо тех, которые
намечены вами.
Рассмотрим на примере конкретных задач технологию работы по предлагаемой
памятке.
Задание С7. К фольклорному празднику группа мужчин и женщин подготовила
номер, состоящий из танца и песен, которые их предки, жившие на этой земле несколько
веков, исполняли в торжественные дни. О какой общности идет речь в данном сюжете?
Назовите два признака, по которым вы это определили. Приведите дополнительный
признак этой общности, не упомянутый в сюжете.
Какие действия необходимо выполнить для решения этой задачи:
1) внимательно прочесть условия и запомнить вопросы;
2) обдумать условие задачи и выявить все, что характерно для этой общности: общие
территория, культура, ценности, язык;
3) определить, знание какой области обществоведческого курса проверяет данная
задача (социальная сфера), понятие «социальная общность»;
4) выявить конкретную проблему – виды социальных общностей. По ней мы и будем
привлекать дополнительную информацию: вспомним, какие виды социальных общностей
существуют, и чем характеризуется каждая из них (виды социальных общностей –
классовые, исторические, социально – демографические, корпоративные, этнические и
др.).
Необходимо соотнести наши знания с данными условия. И исходя из условия
задачи, делаем вывод: речь идѐт об этнической группе.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) названа общность: этническая группа;
2) два признака по тексту:
– общность культуры;
– общность территории.

17

18

3) дополнительный признак, например:
– общность языка;
– сознание своего единства.
Опыт решения этой задачи наглядно доказывает необходимость внимательнейшего
прочтения и детального анализа условия предложенной задачи, так как все необходимые
данные и даже требуемые признаки были «зашифрованы» в тексте условия.

2.3. Памятка «Как написать сложный план (С8)»
1. Помни, план - это самая короткая форма изложения темы, его логическая схема в виде
кратких формулировок.
2. Представь содержание обществоведческого курса, раскрывающее предложенную тему.
3. Раздели это содержание на смысловые части, выделив из каждой из них главную мысль.
4. Озаглавь каждую часть.
5. В каждой части выдели несколько положений, развивающих главную мысль.
6. Проверь, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, связан ли последующий пункт
плана с предыдущим, полностью ли отражено в них содержание темы.
7. В случае необходимости внеси корректировки.
8. Помни, что план должен охватывать основное содержание темы.
9. В заголовках (пунктах и подпунктах плана) нежелательно повторять сходные
формулировки.
2.4. ПАМЯТКА «КАК НАПИСАТЬ ЭССЕ (С9)»
1 этап. КАК ВЫБРАТЬ ТЕМУ ЭССЕ?
Выбирая тему, ты должен быть уверен, что:
1) имеешь неплохие знания по той базовой науке, к которой эта тема относится;
2) ясно понимаешь смысл высказывания (не согласен с ним, а понимаешь, что
именно утверждает автор);
3)
владеешь
обществоведческими терминами, которые понадобятся для
грамотного, основанного на теоретическом знании обсуждения темы (обрати
внимание – термины, которые тебе предстоит употребить, должны относиться
непосредственно к теме эссе);
5) сумеешь привести факты и примеры из СМИ, учебных предметов (истории,
литературы, географии), общественной жизни, собственного жизненного опыта в
поддержку своей позиции.
2 этап. КАК НАПИСАТЬ ЭССЕ.
1. Текст эссе должен иметь непосредственное отношение к той науке, к которой
относится выбранное тобой высказывание (философии, социологии, политологии,
экономике, праву). Все понятия, теоретические положения, факты, примеры должны
относиться именно к этой науке!!!
2. В первой части напиши смысл высказывания. Ты должен правильно понять его
смысл. Не выходи за рамки проблемы и не увлекайся рассуждениями, не относящимися к
смыслу высказывания. Можно использовать клише:
- «Смысл данного высказывания состоит в том, что …»;
- «Автор обращает внимание на то, что …»;
- «Автор убежден в том, что …»
3. Во второй части эссе важно привести теоретическую аргументацию.
Основой теоретической аргументации являются
- понятия,
- теоретические положения
- и выводы.

18

19

Обязательно используй обществоведческие понятия, термины! Вспомни словарь по
обществознанию и попробуй написать определение самых необходимых понятий. Помни, что
они должны помогать в раскрытии темы!
4. В третьей части обязательно приведи фактическую аргументацию.
Факты и примеры могут быть почерпнуты из различных источников: используй
 сообщения СМИ,
 материалы учебных предметов (истории, литературы, географии),
 факты личного социального опыта
 и собственные наблюдения
Помни, что можно использовать примеры из общественной жизни, СМИ,
Интернета, личного опыта, твоего окружения (друзья, соседи). Можно использовать
известные тебе научные данные или результаты исследований. Все это – тот
фактический материал, за который ты можешь получить баллы.
5. В последней части обязательно сделай выводы.
Вывод сводит воедино в одном-двух предложениях основные идеи аргументов и
подводит итог рассуждений. Обычно, вывод начинается со слов: «Таким образом, можно
сделать вывод о …» или «В итоге можно сделать вывод о …»
Календарно-тематическое планирование по элективному учебному предмету
«Практическое обществознание»10 класс
Уровень учебной программы: базовый
Учебник: Обществознание: 10 класс: учеб. Для общеобразовательных учреждений
:профильный уровень/Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова, Н.М.Смирнова и др.; под ред.
Л.Н.Боголюбова Рос. Акад. Нак, Рос. Акад. Образования, изд-во «Просвещение»-, 2011.,
Сборники тестов ЕГЭ по обществознанию 2007-2014гг.
Количество часов: в неделю 1 ч., всего 34 ч.
сроки по Сроки
№
плану

1
2
3
4
5
6-7
8
9

10
11

по факту Причины коррекции

Введение.
Тема
урокаСпецифика курса
обществознания. Общая
характеристика
заданий
ЕГЭ по
Специфика
курса
обществознания.
обществознанию.
Анализ
текста по обществознанию.
Составлениекурса
планаобществознания.
развернутого
Специфика
ответа.
Эссе по обществознанию.
Человек как результат биологической
и социальной эволюции.
Мировоззрение. Типы
мировоззрения.
Мышление и деятельность
Социальные взаимодействия.
Конспектирование текста.
Практическое занятие. Решение
заданий с выбором ответа и заданий с
кратким ответом.
Практическое занятие. Технология
написания эссе.
Общество как сложная система.

19

20

12

Общество и природа.

13

Многовариантность общественного
развития.
Понятие культуры.

14-15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Практическое занятие. Решение
заданий разных типов.
Практическое занятие. Решение
заданий разных типов.
Процесс познания.
Истина и ее критерии.
Научное познание.
Практическое занятие. Решение
заданий разных типов.
Практическое занятие. Решение
заданий разных типов.
Социальная стратификация и
социальная мобильность.
Социальные группы, их типы.
Молодежь как социальная группа.
Этнические общности.
Социальный конфликт.
Социальные нормы и социальный
контроль.
Семья и брак как социальные
институты.
Практическое занятие. Решение
заданий разных типов.
Практическое занятие. Решение
заданий разных типов.
Практическое занятие. Решение
заданий разных типов.
Практическое занятие. Решение
заданий разных типов
Итоговые занятия

20

21

Календарно-тематическое планирование по элективному учебному предмету
«Практическое обществознание» 11 класс
Уровень учебной программы: базовый
Учебник: Обществознание: 11 класс: учеб. Для общеобразовательных учреждений:
профильный уровень/Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова, Н.М.Смирнова и др.; под ред.
Л.Н.Боголюбова Рос. Акад. Нак, Рос. Акад. Образования, изд-во «Просвещение»-, 2011.,
Сборники тестов ЕГЭ по обществознанию 2007-2014гг. учебник Л.В. Полякова, В.В.
Федорова и др. «Глобальный мир в XXI веке» (11 кл.), ресурсы Интернета,
аудиовизуальные средства.
Количество часов: в неделю 1 ч., всего 34 ч

№

Тема урока

1

2

Введение. Современная
экономика. Рыночные отношения в
современной экономике.
Спрос и предложение. Конкуренция.

3

Экономика предприятия.

4
5

Финансовые институты. Банковская
система.
Инфляция и безработица.

6

Роль государства в экономике.

7

Экономический рост и развитие.
Понятие ВВП.
Практическое занятие. Решение
заданий разных типов.
Практическое занятие. Решение
заданий разных типов.
Власть и политика.

8
9
10
11

Политический процесс, его формы.

12

Государство в политической системе.

13

Политический режим.

14

Гражданское общество и
правовое государство
Политические партии и движения.
Политическая идеология.

15

Сроки
по
факту

Причины коррекции

21

22

16
17
18
19
20

21

22

23

24

25
26

27

28

29

30

31
32
33
34

Место и роль СМИ в политической
жизни.
Политическое участие граждан.
Политическая социализация
Политическая элита
Политическое лидерство
Практическое
занятие.
Решение
заданий разных типов.
Право в системе социальных норм
права. Система российского права.
Законотворческий процесс
Понятие и виды юридической
ответственности.
Правоохранительные органы.
Судебная система
Конституция РФ. Основы
конституционного строя РФ.
Законодательство РФ о выборах.
Гражданское право. Субъекты
гражданского права Имущественные
и неимущественные права.
Организационно-правовые формы и
правовой режим предпринимательской деятельности.
Гражданство РФ. Права и
обязанности налогоплательщика.
Споры, порядок их рассмотрения.
Основные правила и принципы
гражданского процесса
Трудовое право. Порядок приема на
работу. Порядок заключения и
расторжения трудового договора.
Семейное право. Правовое
регулирование отношений супругов.
Порядок и условия заключения и
расторжения брака
Административное право.
Особенности административной
юрисдикции.
Уголовное и уголовнопроцессуальное право. Особенности
уголовного процесса.
Практическое занятие. Решение
заданий разных типов.
Практическое занятие. Решение
заданий разных типов.
Практическое занятие. Решение
заданий разных типов.
Итоговые занятия

22


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.


Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».