Пояснительная записка Рабочая программа по элективному курсу «Создание изделий из текстильных материалов» составлена для 10-11 классов. Данный курс является источником знаний, который расширяет и углубляет базовый компонент основного общего образования по направлению “Технология. Обслуживающий труд” в рамках модуля “Создание изделий из текстильных и поделочных материалов”. Основная цель общеобразовательной области “Технология” – заложить основы подготовки учащейся молодежи к трудовой деятельности в новых экономических условиях, способствовать воспитанию и развитию инициативной, творческой, предприимчивой личности, ее самоопределению в будущей профессиональной карьере. Элективный курс “Создание изделий из текстильных материалов” составлен с учетом получения в процессе обучения учащимися знаний и умений в области изготовления изделий из текстильных материалов. В программе реализуется идея межпредметных связей с историей, изобразительным искусством, культурологией. Этот курс – одна из форм углубления интересов учащихся, развития творческих способностей, природной одаренности, обогащения знаниями, разнообразными умениями. Цель курса: ознакомить учащихся с различными текстильными материалами, технологией их обработки и изготовления изделий; воспитывать уважение, любовь к народным традициям. Задачи курса: знакомство с традиционными и современными текстильными материалами; знакомство с различными видами художественной обработки текстильных материалов, выполнение декорирования изделий шнуром; изготовление цветов из ткани; изготовление цветов из ленточек; выполнить творческий проект и изделие в одной из изученных техник; осуществить творческую защиту проекта и изделия; способствовать развитию творческих способностей учащихся, их фантазии, художественного и эстетического вкуса; создать условия для подготовки к профессиональному самоопределению в ходе работы над изготовлением изделий из текстильных материалов. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения программы по учебному предмету «Труд (технология)» на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты в части: 1) патриотического воспитания: проявление интереса к истории и современному состоянию российской науки и технологии; ценностное отношение к достижениям российских инженеров и учёных; 2) гражданского и духовно-нравственного воспитания: готовность к активному участию в обсуждении общественно значимых и этических проблем, связанных с современными технологиями, в особенности технологиями четвёртой промышленной революции; осознание важности морально-этических принципов в деятельности, связанной с реализацией технологий; освоение социальных норм и правил поведения, роли и формы социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; 3) эстетического воспитания: восприятие эстетических качеств предметов труда; умение создавать эстетически значимые изделия из различных материалов; понимание ценности отечественного и мирового искусства, народных традиций и народного творчества в декоративно-прикладном искусстве; осознание роли художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения в современном обществе; 4) ценности научного познания и практической деятельности: осознание ценности науки как фундамента технологий; развитие интереса к исследовательской деятельности, реализации на практике достижений науки; 5) формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности безопасного образа жизни в современном технологическом мире, важности правил безопасной работы с инструментами; умение распознавать информационные угрозы и осуществлять защиту личности от этих угроз; 6) трудового воспитания: уважение к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей); ориентация на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе; готовность к активному участию в решении возникающих практических трудовых дел, задач технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; умение ориентироваться в мире современных профессий; умение осознанно выбирать индивидуальную траекторию развития с учётом личных и общественных интересов, потребностей; ориентация на достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности; 7) экологического воспитания: воспитание бережного отношения к окружающей среде, понимание необходимости соблюдения баланса между природой и техносферой; осознание пределов преобразовательной деятельности человека. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения программы по учебному предмету «Труд (технология)» на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия. Познавательные универсальные учебные действия Базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные признаки природных и рукотворных объектов; устанавливать существенный признак классификации, основание для обобщения и сравнения; выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, относящихся к внешнему миру; выявлять причинно-следственные связи при изучении природных явлений и процессов, а также процессов, происходящих в техносфере; самостоятельно выбирать способ решения поставленной задачи, используя для этого необходимые материалы, инструменты и технологии. Базовые проектные действия: выявлять проблемы, связанные с ними цели, задачи деятельности; осуществлять планирование проектной деятельности; разрабатывать и реализовывать проектный замысел и оформлять его в форме «продукта»; осуществлять самооценку процесса и результата проектной деятельности, взаимооценку. Базовые исследовательские действия: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формировать запросы к информационной системе с целью получения необходимой информации; оценивать полноту, достоверность и актуальность полученной информации; опытным путём изучать свойства различных материалов; овладевать навыками измерения величин с помощью измерительных инструментов, оценивать погрешность измерения, уметь осуществлять арифметические действия с приближёнными величинами; строить и оценивать модели объектов, явлений и процессов; уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; прогнозировать поведение технической системы, в том числе с учётом синергетических эффектов. Работа с информацией: выбирать форму представления информации в зависимости от поставленной задачи; понимать различие между данными, информацией и знаниями; владеть начальными навыками работы с «большими данными»; владеть технологией трансформации данных в информацию, информации в знания. Регулятивные универсальные учебные действия Самоорганизация: уметь самостоятельно определять цели и планировать пути их достижения, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; делать выбор и брать ответственность за решение. Самоконтроль (рефлексия) : давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения; объяснять причины достижения (недостижения) результатов преобразовательной деятельности; вносить необходимые коррективы в деятельность по решению задачи или по осуществлению проекта; оценивать соответствие результата цели и условиям и при необходимости корректировать цель и процесс её достижения. Умение принятия себя и других: признавать своё право на ошибку при решении задач или при реализации проекта, такое же право другого на подобные ошибки. Коммуникативные универсальные учебные действия Общение: в ходе обсуждения учебного материала, планирования и осуществления проекта; в рамках публичного представления результатов проектной деятельности; в ходе совместного решения задачи с использованием облачных сервисов; в ходе общения с представителями других культур, в частности в социальных сетях. Совместная деятельность: понимать и использовать преимущества командной работы при реализации проекта; понимать необходимость выработки знаково-символических средств как необходимого условия успешной проектной деятельности; уметь адекватно интерпретировать высказывания собеседника – участника совместной деятельности; владеть навыками отстаивания своей точки зрения, используя при этом законы логики; уметь распознавать некорректную аргументацию. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Для всех модулей обязательные предметные результаты: организовывать рабочее место в соответствии с изучаемой технологией; соблюдать правила безопасного использования ручных и электрифицированных инструментов и оборудования; грамотно и осознанно выполнять технологические операции в соответствии с изучаемой технологией. В соответствии с общими целями и задачами трудового обучения у учащихся должны быть сформированы следующие основные знания и умения. Учащиеся должны знать Основные свойства волокон, определяющие свойства текстильных материалов, краткие сведения о технологических процессах получения волокон и основных швейных материалах (тканых, нетканых, вязаных). Основные способы художественной обработки текстильных материалов. Технологические свойства текстильных материалов, влияющие на выбор способа обработки, фасон и форму будущего изделия, ассортимент текстильных материалов Правила и приемы творческого и технического моделирования на конструктивной основе; классификация способов обработки швейных материалов; Правила и инструкции по безопасным методам работы. Учащиеся должны уметь Распознавать швейные материалы органолептическим методом и по артикулу, определять технологические свойства швейных материалов, производить подбор швейных материалов для изделий с учетом свойств тканей, способа обработки. Определение последовательности операций в технологическом процессе, а также в обработке отдельных частей, узлов изделий, в сборке его. Обработка отдельных деталей изделия; соединение отдельных деталей. Раскрой и изготовление изделий; исправление основных дефектов изделия после контроля. Выполнение влажно-тепловых работ в процессе изготовления изделия и по его окончании. Для проверки эффективности обучения старшеклассников изготовлению изделий из текстильных материалов были определены критерии и показатели, определяющие степень освоения теоретического и практического содержания курса и развития творческой активности, которые представлены ниже: - знание видов и способов художественной обработки текстильных материалов; - эстетичность и качество выполненного изделия: эстетическая ценность, рациональное композиционное построение, функциональность изделия, аккуратность выполнения элементов; - реализация творческого компонента – степень самостоятельности при выборе темы и её исполнении, использование имеющихся знаний для создания оригинальной модели и её законченность; - соответствие выполненного изделия проекту. Курс ориентирован на учащихся 10-х и 11 классов и рассчитан на 34 часа. В курс включены как теоретические, так и практические вопросы, напрямую связанные с темами программы по технологии в младших классах и значительно их расширяющие в 10, 11 классах, как теоретическим, так и практическим направлениям.. Основной формой организации учебной деятельности является классно – урочная работа, основанная на следующих педагогических принципах: личностно-ориентированного подхода (признание самобытности и уникальности каждого ученика); природосообразности (учитывается возраст, интеллектуальная подготовка для разного уровня сложности заданий); культуросообразности (ориентирование на общечеловеческие ценности); свободы выбора решений и самостоятельности в их реализации, ответственности и сотрудничества; сознательного усвоения обучающимися учебного материала. Занятия состоят из уроков с объяснением нового материала, лабораторно-практических занятий и защита творческих проектов Календарно-тематический план № 1 2 3 4 5 6 7 Тема урока Многообразие текстильных материалов. Поиск информации, вт.ч. в Интернете, выполнение м/м презентации Производство текстильных волокон. Изучать характеристики различных Определение направления долевой нити в видов волокон и материалов: тканей, ниток, тесьмы.. по коллекциям. ткани. Определять направление долевой нити в ткани.. Исследовать свойства нитей основы и Свойства текстильных материалов. утка. Определять лицевую и изнаночную, виды переплетения Проводить анализ прочности окраски тканей Многообразие технологий обработки Поиск информации, вт.ч. в Интернете, текстильных материалов выполнение м/м презентации, буклетов Швейные ручные работы. Изготовление образцов ручных работ. Швейная машина. Устранение дефектов Технические характеристики и машинной строчки. устройство бытовой швейной машины. Подготавливать швейную машину к работе. Регулировать длину стежка. Уход за швейной машиной Чистка и смазка дата 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 Изучать лучшие работы мастеров ДПИ. Анализировать особенности искусства народов России. Зарисовывать природные мотивы с натуры и осуществлять их стилизацию. Создание орнамента. Цветовое сочетание. Выполнять эскизы орнаментов для салфетки, платка, одежды, декоративного панно. Проект «Декорирование бутылки Создавать графические композиции на шнуром» листе бумаги или на ПК с помощью графического редактора Работа над проектом: подготовка Практическая работа материалов, инструментов, эскизов Работа над проектом: декорирование Практическая работа бутылки шнуром Работа над проектом: окончательная Практическая работа отделка изделия Проект «Сумка шопер» Поиск информации Работа над проектом: подготовка Практическая работа материалов, инструментов, эскизов Работа над проектом: изготовление Практическая работа Работа над проектом: оформление Практическая работа Технология изготовления лоскутного Изучать различные виды техники изделия. Изготовление шаблонов из лоскутного шитья. Разрабатывать узор картона. для лоскутного шитья на ПК с помощью Работа над проектом: подготовка графического редактора. Изготовлять шаблоны из картона или плотной материалов, инструментов, эскизов Работа над проектом: изготовление бумаги. Подбирать лоскуты ткани соответствующего цвета, фактуры, изделия из лоскутков Технология соединения деталей изделия. волокнистого состава для создания лоскутного изделия. Изготовлять образцы лоскутных узоров. Обсуждать Работа над проектом: оформление, сборка наиболее удачные работы. Находить и изделия. Декоративная и окончательная представлять информацию об истории лоскутного шитья. Подготавливать отделка изделия. электронную презентацию проекта. Обработка проектного материала. Защита проекта «Лоскутное изделие для Составлять доклад для защиты проекта. кухни-столовой» Защищать творческий проект Конструирование швейных изделий. Снимать мерки с фигуры человека и записывать результаты измерений. Декоративно-прикладное искусство. Снятие мерок и построение чертежа Рассчитывать по формулам отдельные элементы чертежей швейных изделий. изделия. Строить чертёж основы изделия. Находить и представлять информацию об истории швейных изделий Выполнять эскиз проектного изделия. Моделирование плечевой одежды. Изучать приёмы моделирования. Моделировать проектное швейное изделие. Изготовлять выкройки дополнительных деталей изделия: подкройных обтачек и т. д. Моделирование и подготовка выкроек к Готовить выкройку проектного изделия к раскрою. Знакомиться с профессией раскрою технолог-конструктор швейного 29 Раскрой плечевой одежды. 30 Раскрой проектного изделия. 31 Технология обработки срезов подкройной обтачкой. 32 Обработка горловины и застежки проектного изделия. Окончательная обработка изделия. Влажно-тепловая обработка изделия. 33 34 производства Выполнять экономную раскладку выкроек на ткани, обмеловку с учётом припусков на швы. Выкраивать детали швейного изделия из ткани и прокладки. Дублировать детали кроя клеевой прокладкой. Выполнять правила ТБ утюгом. Проводить примерку проектного изделия. Устранять дефекты после примерки. Обрабатывать проектное изделие по индивидуальному плану. Осуществлять самоконтроль и оценку качества готового изделия, анализировать ошибки. Практическая работа Подготовка изделий для итоговой выставки. Оформление, презентация выставки Практическая работа Дидактические пособия 1. Модели женских юбок. Под редакцией Александровой Г.Н. 2. Технология женской легкой одежды. Составитель Труханова А.Т 3. Ткани. Обработка. Уход. Окраска. Аппликация. Батик. Составитель И.Журавлева. 4. Самоучитель по конструированию и моделированию одежды. Книга в 2 частях. Составитель Л.Я.Красникова-Аксенова. 5. Экспресс-подготовка закройщика. Автор Т.А.Сунцова 6. Школа шить. Изготовление одежды от раскроя до отделки. Составитель О.Озерова. 7. Как шить красиво. Чудесные аксессуары для дома. Популярное издание. 8. Все о вязании. От совета до секрета. Автор С Мещерякова. 9. Уроки рукоделия. От простого к сложному. Составители: А.А.Власова, И.Ю. Карельская 10. 100 лучших моделей оригами. Составители: И.С.Ильин, С.Д.Ильин 11. Ткань в интерьере. Ламбрекены. Занавески. Чехли для мебели 12. Шитье и рукоделие. Энциклопедия. Составители: И.А. Андреева, А.Л. Грекулова, А.А.Загребаева. Цифровые образовательные ресурсы 1. http://pulset.ru/tov/find14_a1.php?id=33520 сайт Троицкая швейная фабрика 2. http://www.live174.ru/catalog/?categoryid=70&id=1649 Музей декоративно-прикладного искусства 3. http://www.cross-kpk.ru/ims/02908/ Образы и мотивы в орнаментах русской вышивки 4. http://www.liveinternet.ru/users/4746406/post245547892/ Образы и мотивы в орнаментах русской вышивки 5. http://www.liveinternet.ru/users/hedgehog_wife/post234674706/ http://www.liveinternet.ru/users/49 05782/post232935806/ Дедкова Н. Н. Русский народный костюм: учебное пособие 6. http://festival.1september.ru/articles/531129/ Конструкция и декор предметов народного быта 7. http://rodonews.ru/news_1282664628.html http://kirovold.ru/content.php?page=adrursij_rus&id=32 Культура дома 8. http://rmo.zajkovo2.edusite.ru/DswMedia/kontrvoprosyi_kulinariya5-8kl.doc Контрольная работа по теме «Кулинария» 9. http://www.uchportal.ru/load/112-1-0-25209 Тест по теме «Технология обработки тканей, материаловедение»