1 Содержание. 1. Планируемые результаты освоения обучающимися средней образовательной программы среднего общего образования учебного предмета « География». 2. Содержание учебного предмета «География». 3. Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы. 2 3 10 16 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «География». Освоение программы по географии в средней школе предусматривает достижение следующих личностных результатов: - формированность российской гражданской идентичности, патриотизма, любви к Отечеству и уважения к своему народу, чувства ответственности и долга перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонацио-нального народа России, уверенности в его великом будущем, готовности к служению Отечеству в различных видах гражданской и профессиональной деятельности; - формированность гражданской позиции выпускника как сознательного, активного и ответственного члена российского общества, уважающего закон и правопорядок, осознающего и принимающего свою ответственность за благосостояние общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, ориентированного на поступательное развитие и совершенствование российского гражданского общества в контексте прогрессивных мировых процессов, способного противостоять социально опасным и враждебным явлениям в общественной жизни; готовность к защите Отечества, к службе в Вооружённых Силах Российской Федерации; сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанному на диалоге культур, различных форм общественного сознания — науки, искусства, морали, религии, правосознания, понимание своего места в поликультурном мире; - сформированность основ личностного саморазвития и самовоспитания в обществе на основе общечеловеческих нравственных ценностей и идеалов российского гражданского общества с учётом вызовов, стоящих перед Россией и всем человечеством; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности (образовательной, учебноисследовательской, коммуникативной и др.); - сформированность толерантности сознания и поведения личности в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; - сформированность навыков социализации и продуктивного сотрудничества со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, 3 общественнополезной, учебно-исследовательской, учебно-инновационной и других видах деятельности; - сформированность нравственного сознания, чувств и поведения на основе сознательного усвоения общечеловеческих нравственных ценностей (любовь к человеку, доброта, милосердие, равноправие, справедливость, ответственность, свобода выбора, честь, достоинство, совесть, честность, долг), компетентность решении моральных дилемм и осуществлении нравственного выбора; приобретение опыта нравственно ориентированной общественной деятельности; готовность и способность к образованию и самообразованию в течение всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; - сформированность основ эстетической деятельности как части духовнопрактического освоения действительности форме восприятия и творческого созидания, включая эстетику быта, образования, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений, отношения к природе; принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни (потребность в занятиях физкультурой и спортивно-оздоровительной деятельностью, отрицательное отношение к употреблению алкоголя, наркотиков, курению);бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение осуществлять профилактику и оказывать первичную медицинскую помощь, знание основных оздоровительных технологий; осознанный выбор будущей профессии на основе понимания её ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов; гражданское отношение к про-фессиональной деятельности как возможности личного участия решении общественных, государственных, общенациональных проблем; основы экологического мышления, осознание влияния общественной нравственности и социально-экономических процессов на состояние природной среды; приобретение опыта природоохранной деятельности; - ответственное отношение к созданию семьи и будущему родительству на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни — любви, равноправия, заботы, ответственности — и их реализация в отношении членов своей семьи. Метапредметные результаты освоения программы выпускниками старшей школы должны отражать: по географии - умение самостоятельно определять цели и составлять планы в различных сферах деятельности, осознавая приоритетные и второстепенные задачи; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную, 4 внеурочную и внешкольную деятельность с учётом предварительного планирования; использовать различные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в трудных ситуациях; - умение продуктивно общаться и взаимодействовать с коллегами по совместной деятельности, учитывать позиции другого (совместное целеполагание и планирование общих способов работы на основе прогнозирования, контроль и коррекция хода и результатов совместной деятельности), эффективно разрешать конфликты; владение навыками исследовательской и проектной деятельности (определение целей и задач, планирование проведения исследования, формулирование гипотез и плана их проверки; осуществление наблюдений и экспериментов, использование количественных и качественных методов обработки и анализа полученных данных; построение доказательств в отношении выдвинутых гипотез и формулирование выводов; представление результатов исследования в заданном формате, составление текста отчёта и презентации с использованием информационных и коммуникационных технологий); готовность и способность к информационной деятельности (поиск информации и самостоятельный отбор источников информации в соответствии с поставленными целями и задачами; умение систематизировать информацию по заданным признакам, критически оценить и интерпретировать информацию; - умение переводить визуальную информацию в вербальную знаковую систему и наоборот; умение включать внешкольную информацию в процесс общего базового образования); - умение строить логическое доказательство; умение определять назначение и функции различных социальных институтов, ориентироваться в социально-политических экономических событиях, оценивать их последствия, самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей; - умение использовать, создавать и преобразовывать различные символьные записи, схемы и модели для решения познавательных и учебных задач в различных предметных областях, исследовательской и проектной деятельности; - умение понимать значение языка в сохранении и развитии духовной культуры; знание роли и особенностей естественных, формализованных и 5 формальных языков как средств коммуникации; использование языковых средств в соответствии с целями задачами деятельности. Предметные результаты на базовом уровне изучения географии в средней школе должны быть ориентированы на освоение обучающимися систематических знаний и способов действий, присущих географии, а также поддерживать избранное обучающимися направление образования. Предметные результаты на базовом уровне должны отражать: - владение представлениями о современной географической науке, её участии в решении важнейших проблем человечества; - владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических экологических процессов и проблем; - сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, о динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в геогра-фическом пространстве; владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; - владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных, социально-экономических и экологических процессах и явлениях; владение умениями географического разнообразной информации; анализа и интерпретации - владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению её условий; - сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных социальноэкономических аспектах экологических проблем. 6 В результате изучения учебного предмета на уровне среднего общего образования: Выпускник на базовом уровне научится: – понимать значение географии как науки и объяснять ее роль в решении проблем человечества; – определять количественные и качественные характеристики географических объектов, процессов, явлений с помощью измерений, наблюдений, исследований; – составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия; – сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики для выявления закономерностей социально-экономических, природных и геоэкологических процессов и явлений; – сравнивать географические объекты между собой по заданным критериям; – выявлять закономерности и тенденции развития социальноэкономических и экологических процессов и явлений на основе картографических и статистических источников информации; – раскрывать причинно-следственные связи природно-хозяйственных явлений и процессов; – выделять и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; – выявлять и объяснять географические аспекты различных текущих событий и ситуаций; – описывать изменения геосистем в результате природных и антропогенных воздействий; – решать задачи по определению состояния окружающей среды, ее пригодности для жизни человека; – оценивать демографическую ситуацию, процессы урбанизации, миграции в странах и регионах мира; – объяснять состав, структуру и закономерности размещения населения мира, регионов, стран и их частей; – характеризовать географию рынка труда; – рассчитывать численность населения с учетом естественного движения и миграции населения стран, регионов мира; – анализировать факторы и объяснять закономерности размещения отраслей хозяйства отдельных стран и регионов мира; – характеризовать отраслевую структуру хозяйства отдельных стран и регионов мира; – приводить примеры, объясняющие географическое разделение труда; – определять принадлежность стран к одному из уровней экономического развития, используя показатель внутреннего валового продукта; 7 – оценивать ресурсообеспеченность стран и регионов при помощи различных источников информации в современных условиях функционирования экономики; – оценивать место отдельных стран и регионов в мировом хозяйстве; – оценивать роль России в мировом хозяйстве, системе международных финансово-экономических и политических отношений; – объяснять влияние глобальных проблем человечества на жизнь населения и развитие мирового хозяйства. Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: – характеризовать процессы, происходящие в географической среде; сравнивать процессы между собой, делать выводы на основе сравнения; – переводить один вид информации в другой посредством анализа статистических данных, чтения географических карт, работы с графиками и диаграммами; – составлять географические описания населения, хозяйства и экологической обстановки отдельных стран и регионов мира; – делать прогнозы развития географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов; – выделять наиболее важные экологические, социально-экономические проблемы; – давать научное объяснение процессам, явлениям, закономерностям, протекающим в географической оболочке; – понимать и характеризовать причины возникновения процессов и явлений, влияющих на безопасность окружающей среды; – оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития; – раскрывать сущность интеграционных процессов в мировом сообществе; – прогнозировать и оценивать изменения политической карты мира под влиянием международных отношений; – оценивать социально-экономические последствия изменения современной политической карты мира; – оценивать геополитические риски, вызванные социальноэкономическими и геоэкологическими процессами, происходящими в мире; – оценивать изменение отраслевой структуры отдельных стран и регионов мира; оценивать влияние отдельных стран и регионов на мировое хозяйство; анализировать региональную политику отдельных стран и регионов; – анализировать основные направления международных исследований малоизученных территорий; 8 – выявлять особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда; – понимать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России; – давать оценку международной деятельности, направленной на решение глобальных проблем человечества. 9 2. Содержание учебного предмета «География» 10 класс 35 часов Тема 1. Современная политическая карта мира. Основные страны и регионы мира. Мировое сообщество – общая картина мира. Современная политическая карта и ее изменения. Основные этапы формирования политической карты мира. Разнообразие стран мира и их типология.Основные критерии выделения различных типов стран. Государственный строй, основные формы правления и административнотерриториального устройства стран мира. Многообразие стран на политической карте мира. Различия стран современного мира по размерам территории, численности населения, особенностям населения, особенностям географического положения. Типы стран. Экономически развитые и развивающиеся страны (главные; высокоразвитые страны Западной Европы; страны переселенческого типа; ключевые страны; страны внешнеориентированного развития; новые индустриальные страны и др. группы). Геополитика. «Горячие точки» на карте мира. Практические работы: 1. Характеристика политико-географического положения (ПГП) страны. Его изменение во времени (по выбору обучающихся). 2. Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй стран мира». Тема 2. География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей среды. Окружающая среда как геосистема. Важнейшие явления и процессы в окружающей среде. Представление о ноосфере. Взаимодействие человека и природы. Природные ресурсы и их виды. Закономерности размещения природных ресурсов. Ресурсообеспеченность. Рациональное и нерациональное природопользование. Геоэкология. Техногенные и иные изменения окружающей среды. Пути решения экологических проблем. Особо охраняемые природные территории и объекты Всемирного природного и культурного наследия. Практическая работы: 3. Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран (регионов) мира (по выбору учащихся). 4. Составление картосхемы размещения полезных ископаемых». 10 Тема 3. Население мира. Численность населения мира и динамика изменения численности. Типы воспроизводства населения, их особенности. Демографический взрыв, демографический кризис и демографическая политика. Состав и структура населения (половозрастной, этнический, религиозный состав, городское и сельское население).Размещение и плотность населения Географические различия в плотности населения и качестве жизни населения. Миграции населения. Мировые и национальные религии. Роль религии в развитии общества. Основные очаги этнических и конфессиональных конфликтов. Крупнейшие расы и народы мира. Языковые семьи, их распространение по территории мира. Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения крупных стран и регионов мира. География рынка труда и занятости. Расселение населения. Закономерности расселения населения. Урбанизация. Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира. Практические работы: 5. Типы воспроизводства в современном мире (на основе использования различных источников информации). 6. Обозначение на контурной карте крупнейших агломераций и мегалополисов. Тема 4. Научно-техническая революция и география мирового хозяйства. Мировое хозяйство, его отраслевая и территориальная структура. Изменение отраслевой структуры. География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер Развитие сферы услуг. Международное географическое разделение труда. Международная специализация и кооперирование – интеграционные зоны, крупнейшие фирмы и транснациональные корпорации (ТНК). Отрасли международной специализации стран и регионов мира; определяющие их факторы. Внешние экономические связи – научно-технические, производственное сотрудничество, создание свободных экономических зон (СЭЗ). География мировых валютно-финансовых отношений. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы. Международная торговля – основные направления и структура. Главные центры мировой торговли. Международные отношения. Географические аспекты глобализации. 11 Россия на политической карте мира и в мировом хозяйстве. География экономических, политических, культурных и научных связей России со странами мира. Особенности и проблемы интеграции России в мировое сообщество. Географические аспекты решения внешнеэкономических и внешнеполитических задач развития России. Практические работы: 7.Построение картосхемы размещения основных районов энергетической, машиностроительной, химической отраслей промышленности мира экономически развитой и развивающейся страны (по выбору). 8. Определение стран-экспортеров основных видов сырья, промышленной и с/х продукции, разных видов услуг. 9.Составление характеристики автомобильной промышленности мира. 10. Составление картосхемы основных районов международного туризма для Старого и Нового Света. 12 11 класс 35 (часов) РАЗДЕЛ 3. РЕГИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИРА. Тема 5. Зарубежная Европа. Страны Европы – комплексная географическая характеристика стран. Особенности экономико-географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современных проблем развития крупных регионов и стран Европы. Численность населения и народы зарубежной Европы. Религиозный состав населения, распространенные языки. Миграции. Высокий уровень урбанизации, крупнейшие города и городские агломерации. Культурно-исторические центры. Основные черты отраслевой и территориальной структур хозяйства. ТЭК. Размещение черной и цветной металлургии, химической и лесной промышленности. Отрасли легкой промышленности. Природные предпосылки для развития сельского хозяйства. Основные черты географии сельского хозяйства. Транспортный комплекс. Главные районы отдыха и туризма. Экологические проблемы. Географические особенности стран и народов Северной, Западной, Восточной и Южной Европы. Сравнительные географические характеристики отдельных европейских стран ЕС и значение этой интеграционной группировки в развитии европейских стран. Международная специализация крупнейших стран Европы. Ведущие страны-экспортеры основных видов продукции. Практические работы: 1. Составление экономико-географической характеристики страны (по выбору). 2. Создание экономико-географического обоснования размещения 2-3 отраслей. 3. Составление сравнительной ЭГХ двух стран большой семерки. Тема 6. Зарубежная Азия. Австралия. Комплексная географическая характеристика стран Зарубежной Азии. Особенности экономико-географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современных проблем развития крупных регионов и стран Азии. Международная специализация крупнейших стран Азии. Ведущие страны-экспортеры основных видов продукции. Особенности ЭГП и ПГП стран. Численность населения и народы зарубежной Азии. Религиозный состав населения, распространенные языки. Миграции. Уровень урбанизации, крупнейшие города и городские агломерации. Культурно-исторические центры. Основные черты отраслевой 13 и территориальной структур хозяйства. ТЭК. Размещение черной и цветной металлургии, химической и лесной промышленности. Отрасли легкой промышленности. Природные предпосылки для развития сельского хозяйства. Основные черты географии сельского хозяйства. Транспортный комплекс. Главные районы отдыха и туризма. Экологические проблемы. Географические особенности стран и народов Юго-Западной, Южной, Центральной, Восточной и Юго-Восточной Азии. Сравнительные географические характеристики отдельных стран — членов ОПЭК, АТЭС и АСЕАН и значение этих интеграционных группировок в развитии азиатских стран. Страны и народы Австралии и Океании. Практические работы: 4. Нанесение стран и субрегионов Азии на контурную карту. 5. Анализ международных экономических связей страны на примере Индии, Китая, Японии (по выбору). 6. Анализ внешней торговли Австралии. Тема 7. Африка. Страны и народы Африки. Особенности и географические различия в жизни населения различных стран Африки. ОАЕ. Историко-географические особенности формирования региона. ЭГП стран. Хозяйственная оценка природных ресурсов. Население. Распространенные языки и религии. Крупнейшие города, характер сельского расселения. Основные черты географии промышленности, сельского хозяйства, транспорта. Внутренние различия. Экологические проблемы. Практическая работа: 7. Нанесение стран и субрегионов Африки на контурную карту. Тема 8. Северная Америка. Страны и народы Северной Америки. Качество жизни населения. Хозяйственные связи стран региона. НАФТА. Соединенные Штаты Америки – историко-географические особенности формирования государства и их влияние на современную экономическую и социальную географию страны. ЭГП и ПГП как факторы развития. Население США: этнический состав, значение иммиграции, размещение. Крупнейшие городские агломерации и мегаполисы. Субурбанизация. Ведущие отрасли хозяйства и их размещение. Природно-ресурсный потенциал. Транспорт. Экономические районы США. Роль страны в мировой экономике. Экологические проблемы. Канада. Практическая работа: 8. Определение пространственного рисунка размещения хозяйства США. 14 Тема 9. Латинская Америка. Страны и народы Латинской Америки. Природные и хозяйственные особенности Бразилии и Аргентины. ЛААИ. Историко-географические особенности формирования региона. ЭГП стран. Значение близости США. Хозяйственная оценка природных ресурсов. Население. Распространенные языки и религии. Крупнейшие города, характер сельского расселения. Основные черты географии промышленности, сельского хозяйства, транспорта. Внутренние различия. Экологические проблемы. Практическая работа: 9. Составление характеристики латиноамериканских столиц. РАЗДЕЛ 4. Глобальные проблемы человечества. Природа и цивилизация. Понятие о глобальных проблемах, их типах и взаимосвязях. Географические аспекты глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем. Сырьевая, демографическая, продовольственная, экологическая проблемы как особо приоритетные, пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Географические аспекты качества жизни населения. Роль географии в решении глобальных проблем человечества. Международное сотрудничество как инструмент решения глобальных проблем. Геоэкология – фокус глобальных проблем человечества. Общие и специфические экологические проблемы разных регионов Земли. Практическая работа: 10. Выявление по картам регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а также географических аспектов других глобальных проблем человечества. РАЗДЕЛ 5. Россия в современном мире. Геополитическое положение России. Россия – евразийская держава. Россия на политической карте мира и в мировом хозяйстве. География экономических, политических, культурных и научных связей России со странами мира. Особенности и проблемы интеграции России в мировое сообщество. Географические аспекты решения внешнеэкономических и внешнеполитических задач развития России. Практическая работа: 11. Определение основных направлений внешних экономических, политических, культурных и научных связей России с наиболее развитыми странами мира. 15 3. Календарно-тематическое планирование 10 класс (35 часов) № п/п Тема урока Количество часов 1. Политическая карта мира. 1 2. Международные отношения и их влияние на политическую карту. Практическая работа №1 Характеристика ПГП страны 1 3. Форма государственного правления. Практическая работа №2 Государственный строй стран мира 1 4. 5. 6. Итоговый урок по теме «Политическая карта мира» Взаимодействие общества и природы. Мировые ресурсы. Практическая работа №3. «Оценка ресурсообеспеченности». Минеральные ресурсы. Практическая работа № 4. Составление картосхемы размещения полезных ископаемых». 1 1 1 Земельные, водные, биологические, климатические, рекреационные ресурсы стран мира. Загрязнение и охрана окружающей среды. 1 Итоговый урок по теме «География природных ресурсов». Численность и воспроизводство населения. 1 12. Демографическая политика. Практическая работа № 5. «Объяснение процессов воспроизводства». 1 13. Половой и возрастной состав населения. 1 14. 15. Национальный и религиозный состав. Размещение и миграции населения. 1 1 7. 8. 9. 10. 11. 16 1 1 1 16. Городское и сельское население. Практическая работа № 6. Обозначение на контурной карте крупнейших агломераций и мегалополисов. 1 17. Научно-техническая революция. 1 18 Мировое хозяйство. 1 19. Отраслевая и территориальная структура хозяйства. Практическая работа № 7. «Составление схемы ТСХ экономически развитой и развивающейся страны». Факторы размещения производственных сил. Практическая работа № 8. «Определение странэкспортеров основных видов сырья, промышленной и с/х продукции, разных видов услуг». Итоговый урок по теме «НТР и мировое хозяйство» Топливно-энергетический комплекс. Электроэнергетика Черная металлургия Цветная металлургия Машиностроение мира. Практическая работа № 9. «Составление характеристики автомобильной промышленности мира». Химическая, лесная и легкая промышленность мира. Сельское хозяйство мира. Растениеводство. Сельское хозяйство мира. Животноводство. 1 География транспорта мира. Всемирные экономические отношения. Практическая работа № 10. «Составление картосхемы основных районов международного туризма для Старого и Нового Света». Итоговый урок по теме «Мировое хозяйство» Глобальные проблемы человечества: демографическая, продовольственная, здоровья людей, проблема войны и мира Взаимосвязь глобальных проблем. Глобальные прогнозы, гипотезы, проекты. Итоговый тест за 10 класс. 1 1 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34 35 17 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Календарно-тематическое планирование 11 класс (34 часа). № Тема урока часы 1 Зарубежная Европа: ЭГП, ПРП, население. 1 Практическая работа № 1. «Составление экономико - географической характеристики страны» (по выбору). 2 Общая характеристика хозяйства Зарубежной Европы Транспорт, туризм, наука и финансы. Практическая работа №2. «Обоснование размещения 2-3 отраслей». Страны Северной Европы Страны Западной Европы. Практическая работа №3. «Составление сравнительной ЭГХ двух стран большой семерки». Страны Восточной Европы Страны Южной Европы Интеграционные процессы в Европе. Географический рисунок расселения и хозяйства. Итоговый урок по теме «Зарубежная Европа» Зарубежная Азия: ЭГП, ПРП, население. Практическая работа №4 «Нанесение стран и субрегионов Азии на контурную карту». Хозяйство стран Зарубежной Азии Страны Центральной и Восточной Азии. Китай Япония Индия. Практическая работа № 5. «Отражение на картосхеме международных экономических связей Японии, Китая, Индии (по выбору)». Страны Юго-Восточной Азии. Индонезия Страны Юго-Западной Азии. Турция Австралия. Страны Океании. Практическая работа № 6. «Составление картосхемы экономических связей Австралии». Итоговый урок по теме «Зарубежная Азия. Австралия» 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 18 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Общая характеристика Африки. Практическая работа № 7. «Нанесение стран и субрегионов Африки на контурную карту». Субрегионы Африки. Северная Африка Тропическая Африка. ЮАР. Внутри региональные различия в странах Африки США: ЭГП, ПРП, население Общая характеристика хозяйства США. Практическая работа № 8. «Определение пространственного рисунка размещения хозяйства США». Макрорайоны США. Канада. Латинская Америка: ЭГП, природоресурсный потенциал, население. Практическая работа № 9. «Составление характеристики латиноамериканских столиц». 1 Хозяйство стран Латинской Америки. Страны бассейна Ла- Платы. Бразилия. Страны Центральной Америки и Вест-Индии. Андские страны. Глобальные проблемы человечества: демографическая, продовольственная, здоровья людей, проблема войны и мира, экологическая, энергетическая и сырьевая проблема использования Мирового океана. Практическая работа № 10. «Выявление по картам регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а также географических аспектов других глобальных проблем человечества». Россия в современном мире. Практическая работа № 11. «Определение основных направлений внешних экономических, политических, культурных и научных связей России с наиболее развитыми странами мира». Стратегия устойчивого развития. 1 1 1 1 1 19 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1