Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по модулю «Графический
дизайн» составлена и регламентируется согласно:
-
Федеральным
законом
РФ
«Об
образовании
в
Российской
Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ (ст.9, ст. 14, ст.32);
- приказом Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010г. №
1241 «Об изменениях, которые вносятся в федеральный государственный
образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
6.10.2009г. № 373»;
- письмом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 12.05.2011г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при
введении
федерального
государственного
образовательного
стандарта
общего образования»;
- письмом Минобрнауки России от 14.12.2015г. № 09-3564 «О
внеурочной
деятельности
и
реализации
дополнительных
общеобразовательных программ»;
- постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
29.12.2010г. № 189 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных
организациях»;
-
Федеральным
начального
общего
государственным
образования
образовательным
утвержден
приказом
стандартом
Министерств
образования и науки Российской Федерации № 373 от 6 октября 2009 года
Программа дополнительных курсов «Графический дизайн» разработана
для
учащихся
средней
школы
с
целью
повышения
интереса
к
информационным технологиям, развитию творческого потенциала в области
компьютерной графики и дизайна, а также с целью выявления дальнейшего
профессионального интереса среди учащихся школы.
Дополнительные образовательные программы, в том числе и в
образовательной области информационных технологий, дополняют и
развивают возможности базовых и профильных курсов в удовлетворении
разнообразных образовательных потребностей учащихся. Эти программы
прямо
связаны
с
выбором
каждым
школьником
того
содержания
образования, которое отражает его интересы, как в настоящий момент, так и
в связи с последующими жизненными планами.
В процессе реализации программы обучающиеся овладеют не только
базовыми теоретическими знаниями о графике и дизайне, но также освоят
доступные графические редакторы на практике, с помощью которых на
экране компьютера они будут создавать как простые, так и сложные
композиции. Они научаться работать со цветом и с изображениями,
редактировать их и изменять. Умение работать с графическими редакторами
способствует развитию у обучающихся понимания закономерностей и
принципов создания дизайна продукта (презентации, плаката, брошюры), а
также прививает устойчивые умения и навыки работы с графическими
изображениями.
Новизна
программы:
Важной
особенностью
освоения
данной
программы является то, что она не дублирует общеобразовательные
программы
в
области
информатики.
Ее
задачи
иные
-
развитие
интеллектуальных способностей и познавательных интересов учащихся;
воспитание правильных моделей деятельности в областях применения
растровой и векторной графики компьютерной графики; профессиональная
ориентация.
Актуальность: Работа с компьютерной графикой – одно из самых
популярных направлений использования персонального компьютера, причем
занимаются этой работой не только профессиональные художники и
дизайнеры.
На
любом
предприятии
время
от
времени
возникает
необходимость в подаче рекламных объявлений в газеты и журналы или
просто в выпуске рекламной листовки или буклета. Без компьютерной
графики не обходится ни одна современная мультимедийная программа.
Основные трудозатраты в работе редакций и издательств также составляют
художественные и оформительские работы с графическими программами.
Информатизация обучения играет важную роль в развитии и
становлении
активной,
самостоятельно
мыслящей
личности,
готовой
конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи.
Поэтому одна из основных задач современной школы состоит в том, чтобы
помочь учащимся в полной мере проявлять свои способности, развить
творческий
потенциал,
инициативу,
самостоятельность
через
умение
применять возможности информационных технологий.
Основные принципы реализации рабочей программы – научность,
доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный
подходы, преемственность, результативность, наставничество и творчество.
Цель рабочей программы: создание условий для успешного освоения
учениками основ графики и дизайна.
Задачи рабочей программы:
1. формировать у обучающихся навыки работы в графических
редакторах, как способе учебной деятельности и создания дизайна;
2. обучать специальным знаниям и умениям, необходимым для
приобретения опыта практической деятельности по разработке продуктов
графического дизайна;
3. формировать и развивать умения и навыки исследовательского
поиска;
4. развивать познавательные потребности и способности, креативность.
Место
в
учебном
плане:
Программа
«Графика
и
дизайн»
рассчитана на учащихся 10-11 классов. Количество часов, отведённых
на изучения курса – 68 (по 34ч. в каждом классе).
Особенности
организации
внеурочных
занятий:
Большая
часть
содержания обучения по данной рабочей программе должна реализовываться
в компьютерном классе с использованием мультимедийного проектора,
экрана. На каждом занятии обязательно проводится гимнастика для глаз, за
компьютером обучающиеся работают 25-30 минут.
Формы организации работы: работа в парах, индивидуальная работа,
коллективная работа.
Методы обучения: беседа; проектная работа; практическая работа;
наглядный пример, проблемно-поисковое задание.
Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности:
Изучение курса «Графика и дизайн» по данной программе способствует
формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных
результатов
обучения,
государственного
соответствующих
образовательного
требованиям
стандарта
федерального
начального
общего
образования.
Личностные результаты освоения курса:
- обучающийся научиться адекватно оценивать результаты своей
работы на основе критерия успешности учебной деятельности;
- обучающийся приобретет умение определять границы своего
незнания, преодолевать трудности в ходе работы при помощи учителя;
- обучающийся развивает устойчивый учебно-познавательный интерес
к новым общим способам решения задач;
-
обучающийся
приобретет
умение
понимания
причин
успешности/неуспешности учебной деятельности;
- обучающийся выражает собственное мнение, позиции; овладение
культурой общения и поведения.
Метапредметные результаты освоения курса:
Регулятивные:
- обучающийся научится принимать и сохранять учебную задачу;
- обучающийся приобретет умение планировать этапы решения задачи,
определять
последовательность
учебных
действий
в
соответствии
с
поставленной задачей;
- обучающийся научится осуществлять пошаговый и итоговый
контроль по результату под руководством учителя;
- обучающийся анализирует ошибки и определяет пути их преодоления;
- обучающийся получит возможность проявлять познавательную
инициативу и самостоятельность;
- обучающийся получит возможность самостоятельно адекватно
оценивать правильность и выполнения действия и вносить необходимые
коррективы и по ходу решения учебной задачи.
Познавательные:
- обучающийся научится анализировать объекты, выделять их
характерные признаки и свойства, узнавать объекты по заданным
признакам;
- обучающийся научится анализировать информацию, выбирать
рациональный способ решения задачи;
- обучающийся развивает умение классифицировать объекты по
заданным критериям и формулировать названия полученных групп;
- обучающийся умеет создавать продукты брендинга;
- обучающийся осуществляет синтез как составление целого из
частей;
- обучающийся развивает умение формулировать проблему;
- обучающийся формирует умение строить рассуждения об объекте,
его форме, свойствах;
- обучающийся получит возможность научиться самостоятельно
находить способы решения проблем творческого и поискового характера,
придумывать дизайнерские решения в оформлении текстов, слайдов и т.п.;
- обучающийся освоит основы создания и обработки графической
информации в таких программах как: Paint, PowerPoint, Figmа;
- обучающийся научится работать с элементами пользовательского
интерфейса, такими как: назначение инструментов, панелей и палитр,
правила выбора инструмента или команды меню программ графических
редакторов.
Коммуникативные
- обучающийся принимает участие в совместной работе пары;
- обучающийся умеет вести диалог, работая в парах;
- обучающийся принимает различные точки зрения, уважает чужое
мнение;
- обучающийся корректно высказывает свое мнение, обосновывая
свою позицию;
- обучающийся оформляет свои мысли в устной и художественной
форме.
Оценка
планируемых
результатов:
участие
обучающихся
дистанционных конкурсах; промежуточная аттестация (практическая работа,
проектная работа); итоговая аттестация (контрольная проектная работа).
Материально-технические условия реализации программы:
При реализации Программы используются методические пособия,
дидактические материалы, материалы на электронных носителях.
Аппаратное
обеспечение: компьютеры (ноутбуки) обучающихся,
компьютер преподавателя, проектор, интерактивная доска, принтер.
Программное обеспечение:
- операционная система Windows 7 и выше;
- ПО – Paint;
- ПО – Figma;
- ПО – PowerPoint.
Требования к минимально необходимому уровню знаний, умений и
навыков учащихся, необходимых для успешного освоения курса:
•
обладать навыками работы в среде Windows (уметь запускать
приложения, выполнять типовые операции с файлами и папками);
•
иметь представление о древообразной структуре каталогов, типах
файлов;
•
уметь работать в локальной сети, знать принципы ее построения.
Уровень обученности учащихся выявляется по трем параметрам и
определяется как минимальный, общий, продвинутый.
•
Теоретические знания:
Критериями оценки являются: степень усвоения теоретического
материала, глубина, широта и системность теоретических знаний, грамотное
использование компьютерных терминов.
•
Знание технологии:
Критериями оценки являются: степень усвоения материала, глубина,
широта и системность знания технологии.
•
Уровень овладения практическими умениями и навыками:
Критериями являются: разнообразие умений и навыков, грамотность
(соответствие
существующим
нормативам
и
правилам,
технологиям)
практических действий, свобода владения специальным компьютерным
оборудованием и программным обеспечением, качество творческих проектов
учащихся: грамотность исполнения, использование творческих элементов.
Методы определения уровня обученности: собеседование, наблюдение,
опрос, тестирование, экспертная оценка компьютерного проекта.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Курс «Графический дизайн» для 10-11 классов
(1 час в неделю 10 класс, 34 часов в год)
(1 час в неделю 11 класс, 34 часа в год)
№
п/п Наименование и содержание разделов
ТБ. Введение. Основы графики и дизайна
1
Изучение панели инструментов, палитр, способов
2 масштабирования в Power Point
Знакомство с интерфейсом Paint. Форматирование
3 изображения
Теория цвета. Создание мудборда
4
Работа с палитрой. Правила сочетания цветов
5
Формы и линии, как элементы дизайна
6
Формат фигур в PowerPoint.
7
Выполнение творческого задания по пройденным темам
8
9
10
11
14
1
1
1
1
1
1
1
1
Текстура и художественные эффекты фигур
Вспомогательные элементы интерфейса: линейка, сетка,
направляющие.
1
Работа с пространством. Правила композиции
Все о шрифте. Основы работы со шрифтом
1
12
13
Всего
часов
1
1
Возможности Paint и PowerPoint для редактирования
изображений
Практическая работа «Создание стильного и современного
слайда»
Оформление таблиц в современном виде
15
1
1
1
Стильные графики и диаграммы в PowerPoint
16
1
Анимация и анимированные переходы в PowerPoint
17
18
19
20
1
Инфографика, как способ визуализации данных. Элементы
инфографики
Знакомство с Figma. Панель инструментов и возможности
работы
Формы и линии в Figma
1
1
1
21
Создание иконок и преобразование их в форматы
изображений
Переработка текста в визуальный формат
22
1
1
Создание графической сказки
23
24
25
1
Расширенные возможности редактирования и дизайна в Figma
Расширенные возможности редактирования и дизайна
PowerPoint
Буклеты в Figma и PowerPoint
26
27
28
29
30
31
32
33
1
1
1
Подбор стиля, шрифта и цветовой гаммы проекта. Создание
мудборда
Оформление титульного листа и содержания презентации
проекта (Figma и PowerPoint)
Оформление основной части презентации (таблиц, графиков)
(Figma и PowerPoint)
Работа с изображениями и анимацией проекта (Figma и
PowerPoint)
Разработка буклета, как дополнительного наглядного
материала к презентации.
1
1
1
1
1
1
1
Работа над деталями презентации (Figma и PowerPoint)
34
1