Пояснительная записка Рабочая программа внеурочной деятельности по модулю «Графический дизайн» составлена и регламентируется согласно: - Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ (ст.9, ст. 14, ст.32); - приказом Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010г. № 1241 «Об изменениях, которые вносятся в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6.10.2009г. № 373»; - письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»; - письмом Минобрнауки России от 14.12.2015г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»; - постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях»; - Федеральным начального общего государственным образования образовательным утвержден приказом стандартом Министерств образования и науки Российской Федерации № 373 от 6 октября 2009 года Программа дополнительных курсов «Графический дизайн» разработана для учащихся средней школы с целью повышения интереса к информационным технологиям, развитию творческого потенциала в области компьютерной графики и дизайна, а также с целью выявления дальнейшего профессионального интереса среди учащихся школы. Дополнительные образовательные программы, в том числе и в образовательной области информационных технологий, дополняют и развивают возможности базовых и профильных курсов в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей учащихся. Эти программы прямо связаны с выбором каждым школьником того содержания образования, которое отражает его интересы, как в настоящий момент, так и в связи с последующими жизненными планами. В процессе реализации программы обучающиеся овладеют не только базовыми теоретическими знаниями о графике и дизайне, но также освоят доступные графические редакторы на практике, с помощью которых на экране компьютера они будут создавать как простые, так и сложные композиции. Они научаться работать со цветом и с изображениями, редактировать их и изменять. Умение работать с графическими редакторами способствует развитию у обучающихся понимания закономерностей и принципов создания дизайна продукта (презентации, плаката, брошюры), а также прививает устойчивые умения и навыки работы с графическими изображениями. Новизна программы: Важной особенностью освоения данной программы является то, что она не дублирует общеобразовательные программы в области информатики. Ее задачи иные - развитие интеллектуальных способностей и познавательных интересов учащихся; воспитание правильных моделей деятельности в областях применения растровой и векторной графики компьютерной графики; профессиональная ориентация. Актуальность: Работа с компьютерной графикой – одно из самых популярных направлений использования персонального компьютера, причем занимаются этой работой не только профессиональные художники и дизайнеры. На любом предприятии время от времени возникает необходимость в подаче рекламных объявлений в газеты и журналы или просто в выпуске рекламной листовки или буклета. Без компьютерной графики не обходится ни одна современная мультимедийная программа. Основные трудозатраты в работе редакций и издательств также составляют художественные и оформительские работы с графическими программами. Информатизация обучения играет важную роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи. Поэтому одна из основных задач современной школы состоит в том, чтобы помочь учащимся в полной мере проявлять свои способности, развить творческий потенциал, инициативу, самостоятельность через умение применять возможности информационных технологий. Основные принципы реализации рабочей программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, наставничество и творчество. Цель рабочей программы: создание условий для успешного освоения учениками основ графики и дизайна. Задачи рабочей программы: 1. формировать у обучающихся навыки работы в графических редакторах, как способе учебной деятельности и создания дизайна; 2. обучать специальным знаниям и умениям, необходимым для приобретения опыта практической деятельности по разработке продуктов графического дизайна; 3. формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска; 4. развивать познавательные потребности и способности, креативность. Место в учебном плане: Программа «Графика и дизайн» рассчитана на учащихся 10-11 классов. Количество часов, отведённых на изучения курса – 68 (по 34ч. в каждом классе). Особенности организации внеурочных занятий: Большая часть содержания обучения по данной рабочей программе должна реализовываться в компьютерном классе с использованием мультимедийного проектора, экрана. На каждом занятии обязательно проводится гимнастика для глаз, за компьютером обучающиеся работают 25-30 минут. Формы организации работы: работа в парах, индивидуальная работа, коллективная работа. Методы обучения: беседа; проектная работа; практическая работа; наглядный пример, проблемно-поисковое задание. Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности: Изучение курса «Графика и дизайн» по данной программе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, государственного соответствующих образовательного требованиям стандарта федерального начального общего образования. Личностные результаты освоения курса: - обучающийся научиться адекватно оценивать результаты своей работы на основе критерия успешности учебной деятельности; - обучающийся приобретет умение определять границы своего незнания, преодолевать трудности в ходе работы при помощи учителя; - обучающийся развивает устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач; - обучающийся приобретет умение понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности; - обучающийся выражает собственное мнение, позиции; овладение культурой общения и поведения. Метапредметные результаты освоения курса: Регулятивные: - обучающийся научится принимать и сохранять учебную задачу; - обучающийся приобретет умение планировать этапы решения задачи, определять последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей; - обучающийся научится осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством учителя; - обучающийся анализирует ошибки и определяет пути их преодоления; - обучающийся получит возможность проявлять познавательную инициативу и самостоятельность; - обучающийся получит возможность самостоятельно адекватно оценивать правильность и выполнения действия и вносить необходимые коррективы и по ходу решения учебной задачи. Познавательные: - обучающийся научится анализировать объекты, выделять их характерные признаки и свойства, узнавать объекты по заданным признакам; - обучающийся научится анализировать информацию, выбирать рациональный способ решения задачи; - обучающийся развивает умение классифицировать объекты по заданным критериям и формулировать названия полученных групп; - обучающийся умеет создавать продукты брендинга; - обучающийся осуществляет синтез как составление целого из частей; - обучающийся развивает умение формулировать проблему; - обучающийся формирует умение строить рассуждения об объекте, его форме, свойствах; - обучающийся получит возможность научиться самостоятельно находить способы решения проблем творческого и поискового характера, придумывать дизайнерские решения в оформлении текстов, слайдов и т.п.; - обучающийся освоит основы создания и обработки графической информации в таких программах как: Paint, PowerPoint, Figmа; - обучающийся научится работать с элементами пользовательского интерфейса, такими как: назначение инструментов, панелей и палитр, правила выбора инструмента или команды меню программ графических редакторов. Коммуникативные - обучающийся принимает участие в совместной работе пары; - обучающийся умеет вести диалог, работая в парах; - обучающийся принимает различные точки зрения, уважает чужое мнение; - обучающийся корректно высказывает свое мнение, обосновывая свою позицию; - обучающийся оформляет свои мысли в устной и художественной форме. Оценка планируемых результатов: участие обучающихся дистанционных конкурсах; промежуточная аттестация (практическая работа, проектная работа); итоговая аттестация (контрольная проектная работа). Материально-технические условия реализации программы: При реализации Программы используются методические пособия, дидактические материалы, материалы на электронных носителях. Аппаратное обеспечение: компьютеры (ноутбуки) обучающихся, компьютер преподавателя, проектор, интерактивная доска, принтер. Программное обеспечение: - операционная система Windows 7 и выше; - ПО – Paint; - ПО – Figma; - ПО – PowerPoint. Требования к минимально необходимому уровню знаний, умений и навыков учащихся, необходимых для успешного освоения курса: • обладать навыками работы в среде Windows (уметь запускать приложения, выполнять типовые операции с файлами и папками); • иметь представление о древообразной структуре каталогов, типах файлов; • уметь работать в локальной сети, знать принципы ее построения. Уровень обученности учащихся выявляется по трем параметрам и определяется как минимальный, общий, продвинутый. • Теоретические знания: Критериями оценки являются: степень усвоения теоретического материала, глубина, широта и системность теоретических знаний, грамотное использование компьютерных терминов. • Знание технологии: Критериями оценки являются: степень усвоения материала, глубина, широта и системность знания технологии. • Уровень овладения практическими умениями и навыками: Критериями являются: разнообразие умений и навыков, грамотность (соответствие существующим нормативам и правилам, технологиям) практических действий, свобода владения специальным компьютерным оборудованием и программным обеспечением, качество творческих проектов учащихся: грамотность исполнения, использование творческих элементов. Методы определения уровня обученности: собеседование, наблюдение, опрос, тестирование, экспертная оценка компьютерного проекта. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Курс «Графический дизайн» для 10-11 классов (1 час в неделю 10 класс, 34 часов в год) (1 час в неделю 11 класс, 34 часа в год) № п/п Наименование и содержание разделов ТБ. Введение. Основы графики и дизайна 1 Изучение панели инструментов, палитр, способов 2 масштабирования в Power Point Знакомство с интерфейсом Paint. Форматирование 3 изображения Теория цвета. Создание мудборда 4 Работа с палитрой. Правила сочетания цветов 5 Формы и линии, как элементы дизайна 6 Формат фигур в PowerPoint. 7 Выполнение творческого задания по пройденным темам 8 9 10 11 14 1 1 1 1 1 1 1 1 Текстура и художественные эффекты фигур Вспомогательные элементы интерфейса: линейка, сетка, направляющие. 1 Работа с пространством. Правила композиции Все о шрифте. Основы работы со шрифтом 1 12 13 Всего часов 1 1 Возможности Paint и PowerPoint для редактирования изображений Практическая работа «Создание стильного и современного слайда» Оформление таблиц в современном виде 15 1 1 1 Стильные графики и диаграммы в PowerPoint 16 1 Анимация и анимированные переходы в PowerPoint 17 18 19 20 1 Инфографика, как способ визуализации данных. Элементы инфографики Знакомство с Figma. Панель инструментов и возможности работы Формы и линии в Figma 1 1 1 21 Создание иконок и преобразование их в форматы изображений Переработка текста в визуальный формат 22 1 1 Создание графической сказки 23 24 25 1 Расширенные возможности редактирования и дизайна в Figma Расширенные возможности редактирования и дизайна PowerPoint Буклеты в Figma и PowerPoint 26 27 28 29 30 31 32 33 1 1 1 Подбор стиля, шрифта и цветовой гаммы проекта. Создание мудборда Оформление титульного листа и содержания презентации проекта (Figma и PowerPoint) Оформление основной части презентации (таблиц, графиков) (Figma и PowerPoint) Работа с изображениями и анимацией проекта (Figma и PowerPoint) Разработка буклета, как дополнительного наглядного материала к презентации. 1 1 1 1 1 1 1 Работа над деталями презентации (Figma и PowerPoint) 34 1